Мадуро может взять Трампа за горло
Казалось бы, ситуация для Николаса Мадуро складывается патовая. Всего неделю назад волна антиправительственных выступлений, вроде бы, отхлынула. Массовые протесты тоже выдохлись.
Признание Западом Хуана Гуаидо как «временного президента» не повлекло за собой перехода армии на сторону оппозиции. Лопнула провокация с «гуманитарной помощью» на границе. И самое главное, власти Венесуэлы удержали контроль над страной. И вдруг – как по мановению кибернетической палочки! – новая беда. На крупнейшей в Венесуэле ГЭС «Эль-Гури» – крупная авария, и наступил национальный блэкаут. Страна погрузилась в темноту – в прямом и переносном смысле.
Что б они ни делали, не растет кокос!
Чем отличается хороший политик от плохого? Не в смысле морали или своих намерений, а просто как профессионал. Так вот, хороший политик не испортит того, что обязательно испортит плохой. И согласитесь, это уже не мало. А чем отличается великий политик от всех остальных? Как гениальный шахматист доску, он видит сразу всю политическую игру на несколько шагов вперед, и за себя, и за оппонента, и делает тот единственный ход, который ведет его к победе.
Поэтому его действия неожиданные всегда – никто их не смог предвидеть, – и всегда решительные.
Именно такая ситуация сложилась сейчас вокруг Венесуэлы. Сейчас наступил момент, который может решить исход всей «битвы» (пока еще в кавычках). Прояви Мадуро прозорливость и решительность – и он победитель. И что примечательно, оружие победы протягивают ему… американцы.
И мало того, Мадуро может не просто избавить свою страну от удавок блокады и от угрозы американского военного вторжения, но и свалить самого Трампа – не дать тому переизбраться. Кто-то скажет, что Мадуро и так лишит Трампа второго срока, если только устоит под давлением Белого дома. А я скажу, чтобы сделать это гарантированно, нужно заставить Трампа провалиться с большим позором и так, чтобы при этом он по своей глупости поставил под угрозу жизни американцев.
Чтобы прийти к такому выводу, надо понимать психологию американского обывателя. Жизни простых сограждан, – каких-нибудь джи-ай, морпехов, морских котиков и прочих, – его не очень-то интересуют. Он привык к тому, что ради поддержания имперского статуса США некие американцы обязательно должны платить своими жизнями. То ли в Ираке, то ли в Сомали, то ли в Афганистане. И лишь тогда, когда этих жертв становится слишком много, как во Вьетнаме, обыватель начинает возмущаться. Но самое главное, он воспринимает всех этих рискующих военных как добровольцев – они, мол, сами туда «влезли» за хорошую плату, за подъемные и соцпакет. Вот пусть и не жалуются, и я их не пожалую!
Совсем другое дело – гражданские американцы, которых обыватель может сравнить с самим собой. Например, дипломаты… К тому же, дипломаты действуют не где-то на линии фронта, в горах или просто в темноте – они-то как раз на виду, их показывают телекамеры, а журналисты берут у них интервью.
О пользе знания истории, и не только…
В Америке действует прецедентное право, и я вам расскажу исторический прецедент. Однажды американцы уже невзлюбили одну революцию. Они не любят ее и сейчас, но тогда у них были шансы с нею справиться, и поэтому их нелюбовь была такая, что хоть кричи. Но вместо крика они стали тихо и тайно готовить в Тегеране (а речь идет об «Исламской революции» 1978 года) военный переворот. Тем более что бывшие иранские военные были тогда почти поголовно на их стороне. И как вы думаете, где завязывались нити заговора? – естественно, в американском посольстве.
Чтобы избежать переворота, лидер «Исламской революции» аятолла Хомейни отдал распоряжение захватить в заложники американских дипломатов. Было ли это морально или честно? – конечно, нет. Впрочем, столь же аморально и нечестно плести на чужой территории тайные заговоры, которые обязательно приведут к массовым жертвам – к тысячам или сотням тысяч, а, может, миллионам. В Ираке по официальным данным погибло три миллиона человек, и это не считая тех, кто погиб уже после ухода оттуда американского оккупационного корпуса. Так или иначе, но Хомейни посчитал, что 250 американских дипломатов, которых он подвергнет риску, могут спасти миллионы иранцев. Кстати, жизням американских дипломатов, на самом деле ничто не угрожало: Хомейни просто блефовал. Без блефа его операция (или размен) не имели никакого политического смысла.
В результате, почти никто не пострадал. Американские дипломаты вернулись домой, в Иране «отменили» госпереворот и не случилось американское военное вторжение. Единственная жизнь, которая пострадала, – это политическая жизнь американского президента Джимми Картера, кстати, родоначальника темы прав человека в американской внешней политике. Этот «моралист» не смог переизбраться… ибо не смог ни свергнуть Хомейни, ни с ним договориться. За него это сделал Рейган. Вот и весь прецедент!
Похоже, бывший директор ЦРУ, а ныне госсекретарь Помпео хорошо его знает. Только вот немного подзабыл в самом начале нынешней, теперь уже венесуэльской эпопеи. Спохватившись, Майк заявил: до конца текущей недели Штаты отзовут всех своих оставшихся в Каракасе дипломатов, поскольку их присутствие там «ограничивает политику США». И это плохой признак, – не трудно догадаться, какую политику «ограничивают» дипломаты, не эвакуированные из страны.
А теперь о разнице между Мадуро и Хомейни
Законный президент Венесуэлы в самом начале кризиса, спровоцированного Штатами, приказал выслать из страны американских дипломатов. И тем самым собирался лишить себя «козыря», которым когда-то воспользовался Хомейни. Вот истинно моральная политика! Но американцы по собственному упрямству не выехали – были, видать, у них еще «дела» в Каракасе.
Теперь, видимо, «все готово», и Майк Помпео их отзывает. Только значит ли это, что он перестает играть их жизнями? Зачем он тогда публично предупреждает об их отъезде аж за неделю?! Неужели он не боится, что Мадуро воспользуется «методом Хомейни»? Ведь приказ об отъезде он мог бы дать и по дипломатической зашифрованной связи, не так ли? Или даже по клерной, т. е. открытой линии, чтобы неофициально, но все же предупредить Каракас… Нет, он это делает публично, почти навзрыд, дескать, знайте, скоро американские дипломаты покинут «опасную» для них Венесуэлу…
Одно из двух: либо он провоцирует на прецедент венесуэльского президента. Либо точно знает, что Мадуро не Хомейни!
И остается пушкинский вопрос: совместны ли гений и злодейство?
И в довесок вопрос уже от нас: ужель злодейство – удел одних только бездарей, тем самым компенсирующих свою неумелость?
Вадим ЕЛФИМОВ, «НК».