«Хорошая подработка для школьника». Этому парню 25, и он работает мемологом
Илье Горючу 25 лет, он из Казани, но сейчас живет в Москве. Почему мы про него рассказываем? Да просто он (как и многие из нас) сидел в интернете и рисовал забавные картинки, а потом его заметил белорусский иллюстратор Анатолий Чилик (мы, кстати, недавно его вспоминали). Бум — и Илья попал в сферу, где зарабатывают мемами. Сегодня он мемолог в коммуникационном агентстве «Пикчер». «Мем — это хип-хоп», — рассказывает по телефону Илья.
Мем (от англ. meme) — единица культурной информации. Ею может считаться любая идея, элемент, предмет, жест (и так далее), которые осознанно (а иногда и нет) передаются от человека к человеку в речи, письме, видео, жестах.
«Я не знал, чего я хочу, а родители знали, чего от меня хотят»
— Вообще, после школы я поступил на программиста в Казани, но туда очень не хотел: душа лежала к чему-то творческому.
— Почему тогда выбрал эту специальность?
— Родители хотели, чтобы я был программистом, но у меня не было достаточно силы воли, чтобы доказать им что-то другое. Ну и плюс я же и сам толком не знал, кем быть. У меня были способности ко этому всему… А стоять на том, в чем сам не уверен, я не мог. То есть я не знал, чего я хочу, а родители знали, чего от меня хотят.
Кстати, у нас есть текст про то, что не знать, кем быть после школы, это норм: читайте здесь.
В итоге во время учебы почти не уделял внимание специальности: больше занимался студенческим театром. Тогда же я сделал свой первый мем — уточку, которая говорит «зря-зря». Это был такой простенький веб-комикс.
Люди начали использовать «зря-зря» для выражения своих эмоций. Выкладывал картинку ночью, а с утра проснулся — казалось, в интернете уточка уже везде. Помню, еще тогда подумал: «Офигеть!».
«Чилик спросил, не хочу ли я подзаработать»
— Кое-как окончил университет и понял, что режиссеры студенческих театров никому не нужны. Поэтому пошел работать в банк. Там на основе той самой уточки я придумал проект: если человек делает благотворительный взнос, то я рисую ему комикс. Именно благодаря этим комиксам меня и заметил Чилик, который был пикчером «Лентача» и «Образовача». Он просто написал в комменты и спросил: «Хочешь подзаработать?» — я говорю: «Ну давай».
Интервью с Анатолием (правда, довольно старое) у нас тоже есть: вот здесь.
В то время я не очень любил мемы. Мне казалось, что это совсем не творчество. Для меня было важно делать что-то такое. На «Образоваче» обстоятельства меня вынудили пользоваться уже готовыми шаблонами, хотя изначально меня брали как человека, который должен рисовать сам. И тогда я понял: ага, через шаблоны тоже можно делать что-то классное и уникальное. Мемы — это просто средство, медиум, который можно деконструировать и придать ему новый смысл.
Кстати, опыт студенческого творчества в этом очень помог: в чем-то это даже похоже на создание мемов. В университете надо много придумывать в довольно стесненных условиях, при ограниченности ресурсов. Так же и здесь: с очень узким инструментарием ты должен делать смешные и крутые вещи.
— Как сейчас родители относятся к твоей работе?
— Я им просто не показываю картинки! Чувство юмора-то у поколений разное, и мне будет сложно объяснить, почему это смешно. Некоторые вещи я им показываю, но это не совсем мемы — в некоторой степени. Плюс — когда я начал нормально зарабатывать. Я ведь переехал всего три месяца назад, а до этого работал «на удаленке» в разных проектах и в «Пикчере», сидя в Казани. Это не то чтобы маленький город (почти 1,2 миллиона человек. — Прим. TUT.BY), но моя зарплата получалась для него довольно большой. И родители такие: «А, ну если ты можешь получать конкурентоспособную зарплату, сидя за компьютером, то ок». У них же не было какой-то принципиальной позиции, главное, чтобы человек был счастлив.
«Зарабатываю на том, что я шарю»
— Есть какие-то более простые формулировки типа «я работаю в рекламном агентстве». Что на самом деле не так, но это удобно.
— Тогда чем занимается твое агентство?
— Мы коммуникационное агентство — работаем над соцсетями брендов в том числе. То есть помогаем настроить общение классных компаний с классными людьми. Зачем здесь мемы? Ну это такой удобный медиум для общения.
— Окей, а чем занимаешься конкретно ты?
— То, чем я занимался долгое время, это пикчерство. Но у меня появилась в этом экспертиза. Сейчас не все мое рабочее время посвящено мемам. Я занимаюсь контентом в соцсетях, и мемы — только часть этого.
По сути, я зарабатываю на том, что шарю — в том, какая картинка лучше зайдет. Просто у людей, работающих под конкретным брендом, больше личной жизни и нет времени шарить в мемах, а у меня вот личной жизни поменьше, поэтому в мемах я разбираюсь. Так что зарабатываю я не только на создании картинок, но и на другом — потому что вижу, кому зайдут «котики», а кому «животики». Это не только по лайкам видно, там много критериев.
— Сколько зарабатывает специалист по мемам?
— Гораздо меньше, чем программисты, — лучше бы остался им. (Смеется). Но на жизнь в принципе хватает. Особенно это удобно тем, что можно работать удаленно в маленьком городе и получать относительно много благодаря работе на московские офисы. Все сильно зависит от тебя. Если ты просто «на волне», то будешь получать небольшие деньги, а если у тебя есть какой-то бэкграунд и ты делаешь оригинально, то уже больше. Вилка здесь широкая. Да и скилл нужен не один: мемолог — это куча всяких аспектов. Но для школьника даже с минимальными скиллами это будут отличные деньги и работа.
— Ладно. Расскажи тогда, в чем секрет популярных мемов.
— То, что именно завирусится, всегда лотерея. То есть ты можешь, конечно, сделать картинку по определенным критериям, тогда у нее есть шанс. Но это не гарантия. Особенно это касается случаев, когда ты хочешь свой оригинальный контент сделать мемом. Потому что в большинстве случаев люди и бренды в интернете идут по пути шаблона: появился какой-то мем — и ты пытаешься его переделать, придумать на основе его шутку лучше других. Там сразу понятно — удачно получилось или нет.
В случае создания чего-то своего нужно делать свой креативный контент, причем стараться, чтобы это не выглядело глупо. Хм, не знаю, как еще объяснить! Просто много людей, таких же, как и я, смотрят на картинку и говорят «так, ну это г… но» или, наоборот, «это не г… но». Главный критерий всегда остроумие.
— Можно вообще сесть и сказать себе: «Так, сейчас надо нарисовать крутой мем». Есть какие-то «законы» в этом деле?
— Для себя я вывел такие критерии. Первый — это чтобы изначальный мем был настолько смешной, чтобы распространился сам по себе. Это тот этап, когда люди еще не видоизменяют мем, а только его видят. Тогда среди множества людей наверняка найдется тот процент, который захочет мем переделать и подогнать его под конкретную ситуацию. Здесь подключается второй критерий — нужно сделать картинку сразу такой, чтобы удобно было придавать ей новый контекст.
Например, когда мы делали картинки для пабликов, мы специально пользовались приемом, когда оставляли один «кадр» пустым — чтобы пользователи сами его заполняли.
— Давай пример из тех, что придумал ты.
— Комикс про веселую машинку, он появился в «Образоваче». В общем, там человечек говорит мусоровозу типа… Ой, слушай, я не буду тебе в стихах пересказывать — буду чувствовать себя глупо. (Смеется). В общем, суть в том, что мусоровоз ответил, что прокатить не может: он возит только мусор, — на что человек отвечает что-то, и машина уже говорит, мол, тогда полезай. То есть то, что сказал человек, это мусор. Это очень удобный контекст для выражения своего отношения к чему-либо.
Вот, например, есть человек, который ненавидит вегетарианцев. И он вполне может с помощью этого медиума выразить свое «фи» относительно этой группы людей. Можно выражать не только отношение ненависти, но и любви, предательства — какой угодно эмоциональный конструкт. Ну или картинка должна просто отражать, что называется, «жизу».
Это мои критерии, которые, может, совсем не «научные», но этим руководствуюсь я.
Пс, текст про баттловиков версуса, которые до сих пор разрывают, у нас тоже есть (зацените здесь).
«Знакомиться с девушками мемы не помогают»
— Слушай, а с девушками твой скилл помогает знакомиться? Ты пробовал?
— Был у меня такой период в жизни (точнее, это была одна ночь), когда я пытался знакомиться с девушкой с помощью мемов. Типа: «Ой, ёу, я вот сделал уточку! Ты ее видела?» — и начинал объяснять, что такое мем и почему это круто, потому что девушка ту картинку не видела. У меня еще была какая-то проблема с телефоном, что я не мог просто открыть комикс и показать. В конце концов я попросил на баре помочь, и, когда наконец открыл мем, она настолько, блин, не впечатлена была. Просто ноль реакции! Единственный раз, когда я пытался познакомиться таким образом, был плохим.
Ну я еще иногда писал в личку всякое разное. Тем, кто лайкал посты с моими картинками. Но тоже получал странную реакцию. Так что мемы — это не тот путь, который приведет к популярности у девушек. Лучше становиться видеоблогером.
— Есть такой стереотип, что каждый журналист мечтает стать писателем. А тебя не парит, что ты делаешь что-то по сути «однодневное», а не вечное?
— Раньше и к комиксам относились как к чему-то несерьезному и говорили «зачем это обсуждать». А сейчас целые работы о них пишутся. Когда-то было невозможно представить, что комикс даже может выиграть Пулитцеровскую премию. И с записанной музыкой так было: «Это ж ерунда, музыку надо слушать вживую».
Мемы — это молодая область, это хип-хоп. Мне нравится эта аналогия, потому что в хип-хопе ты можешь, не имея музыкального образования, записать какой-то трек в гашеный микрофон и так выразить себя. Здесь так же: можно даже не уметь рисовать и сделать в «пейнте» что-то, что станет популярным, и это кто-то увидит. Это очень доступное искусство. Когда появится творчество доступнее, чем это, люди переключатся на него.
Да и вообще, необязательно оставаться в веках. Можно жить моментом. По-моему, уже ушла эта фигня, что нужно делать «на века». Сейчас нужно делать актуально. Ну и, конечно, я не только мемами занимаюсь. Я еще рисую свой бумажный комикс и собираюсь издаваться. Но кажется, у нас больше шансов остаться «в веках», чем у людей раньше — хотя бы просто благодаря интернету. Ведь и тексты, и картинки в нем сохраняются надолго.