«В городе фиксировали +80 км/ч». Как каршеринговые службы борются со злостными нарушителями

Источник материала:  
14.02.2019 07:46 — Разное

«Не мое — не жалко!» Известный советский принцип восприятия чужой собственности кажется нам причиной опасности каршеринговых авто для других водителей. Зачем тормозить на ямах, если подвеску в машине не нужно ремонтировать за свой счет? За сэкономленное топливо тоже никто баллов не добавляет. А уж поминутная тарификация — это просто катализатор желания превысить скорость. Быстрее доедешь — меньше заплатишь. Мы узнали в каршеринговых службах, как они борются с агрессивными и недобросовестными клиентами.


«Везуха»: «В день фиксируем от 4 до 12 случаев нарушения скоростного режима»

Служба «Везуха» в Минске появилась относительно недавно, но в парке уже 95 машин. В службе зарегистрированы 13 тысяч пользователей, активных — 50−60%. Уже совершено более 50 тысяч аренд, так что статистика у компании имеется.

— Черного списка неадекватных клиентов, как в службах проката, у нас нет. Там они отсеивают людей с судимостями, лишениями и долгами. Нас это не очень интересует, так как мы российские документы проверяем по базам и жестко отсекаем всех подозрительных клиентов. По РБ риски ниже. У каршерингов пока общего списка нет, но я уверен, что мы в ближайшее время обсудим этот вопрос и найдем решение.


Фото: «Везуха»

При нарушении скоростного режима одно наказание следует по линии ГАИ. При фотофиксации «письмо счастья» приходит сначала в каршеринговую компанию, его перенаправляют клиенту. Во взыскании каршеринговая компания не участвует. Есть еще внутренний контроль. Скорость передвижения автомобиля отслеживается по GPS. Если компания фиксирует превышение, то сразу предупреждает клиента.

— Почему-то для многих оказывается сюрпризом это предупреждение. Мы не разделяем взглядов на подобные манеры. Если после предупреждения человек «не воспринял» — мы блокируем ему доступ к сервису for ever. Мы очень не хотим, чтобы «Везуха» приобретала такое отношение участников движения, как в РФ, — водителей на каршеринговых машинах там боятся и не любят.

В день фиксируется от 4 до 12 нарушений скоростного режима. Превышают зачастую серьезно — от +30 км/ч к разрешенной скорости. Максимум, который был зафиксирован, — превышение в городе на 80 км/ч. Меньше чем за месяц компания заблокировала 20 пользователей и вынесла предупреждение 60 людям. Сейчас «Везуха» предложила «пакетные тарифы» на 3 и 6 часов (со включенным пробегом 45 и 90 км соответственно), чтобы клиенты не привязывались так жестко к поминутной тарификации.

— Относительно общего количества аренд нарушений не так много, то есть в большинстве своем нашей службой пользуются добросовестные клиенты. Нарушения правил парковки — это тоже большое зло, но пока GPS не выйдет на новый формат, точности не хватает для автоматизации, поэтому пока работает только социальная ответственность следующего пользователя.

Сейчас «Везуха» тестирует более совершенную систему телеметрии и уже достигла хороших результатов. Самое главное, что если раньше нарушение можно было увидеть постфактум, то сейчас появится возможность прислать «предупреждение» сразу после нарушения.

— Агрессивная манера езды ярко выделяется на фоне нормальных поездок. В среднем в сутки на каждой третьей машине появится один агрессивный трек. Также мы фиксируем обороты двигателя и видим активные ускорения и торможения. Так что, если пользователь решил погонять и думает, что никто этого не увидел, — скорее всего, это уже отражено в его карточке. Мы сейчас планируем программу лояльности, которая базируется на скоринге водителя. Хорошо ездишь — вот скидка. Не заботишься — катайся по полной цене.

Что касается сохранности дополнительного оборудования в каршеринговых автомобилях, то для этого «Везуха» учитывала опыт РФ при изначальной разработке проекта.

— Поэтому USB-провод для зарядки телефона из нашего салона не может «случайно» уйти, он вмонтирован. Детское кресло-бустер пристегнуто кодовым замком. Чтобы его взять, нужно уведомить оператора, от которого вы получите код. После этого сложно «забыть» оставить его в машине. По кражам у нас все отлично. Ушли единицы щеток за всю зиму, банок омывающей жидкости. В этом плане мы очень гордимся пользователями, мы собрали крутых людей, с хорошими ценностями.

Anytime: «После скорости основные нарушения — дрифт и парковка в неположенном месте»

Сейчас в службе каршеринга Anytime доступны 200 автомобилей. Еще 100 машин будут добавлены в течение месяца. К европейским играм их станет 455. Но вот количество клиентов относится к коммерческой тайне. Пробеги у машин относительно небольшие, максимум — 17−20 тысяч км. Все автомобили — новые Volkswagen Polo.


— Что касается черного списка, то, по нашим правилам, мы не делимся никакими персональными данными клиентов, даже если они были заблокированы за нарушения. Основными правонарушениями являются превышение скорости, дрифт, парковка в неположенном месте. Со штрафом за скорость по камере фиксации все просто. Мы определяем, кто находился за рулем, и предоставляем данные в ГАИ. Далее они разбираются напрямую.

В компании Anytime нет технической возможности ограничить скорость удаленно. В таких случаях служба связывается с клиентом и просит его водить аккуратнее. В крайних случаях могут пригрозить штрафом (70 рублей по договору).

Когда речь идет о ДТП, то окончательное решение зависит от многих факторов. Самая простая схема: если клиент невиновен — он ничего не платит. В случае виновности и добровольного вызова ГАИ существует тариф ответственности — 1500 рублей, в особых случаях — 500 рублей. Если попался за рулем в нетрезвом виде, грубо нарушил правила, совершив ДТП, скрылся с места аварии — компания требует полного возмещения ущерба автомобилю и потерпевшим, а также выставит штраф (он рассчитывается индивидуально для каждого случая).

Здесь вспоминается нашумевшая история с водителем, повредившим на каршеринговой машине сразу несколько автомобилей. Разбирательство с этим клиентом еще не закончено, но мораль такова: он будет покрывать ущерб всем потерпевшим, а также стоимость полного ремонта автомобиля компании.

Пьяное ДТП с каршерингом: могут ли конфисковать авто и кто возместит ущерб за поврежденные машины

— К сожалению, некоторые пользователи плохо относятся к автомобилям, и это действительно сказывается на состоянии машин. Именно поэтому у нас круглосуточно работают служба логистики и водители, которые занимаются обслуживанием автомобилей. Они их моют, заправляют, доставляют на СТО, шиномонтаж, проверяют комплектность и так далее. Воруют все: щетки, аптечки, огнетушители и так далее. К сожалению, очень сложно вовремя отследить факт кражи, так как не все пользователи полностью проверяют комплектность. А штрафовать кого-то без оснований мы тоже не хотим. Когда автомобили приезжают на мойку (раз в несколько дней), проверяется их комплектность и в случае недостачи пополняется.

— Еще на этапе регистрации в сервисе все клиенты проверяются службой безопасности. Если по ним есть вопросы или были лишения/нарушения за пьяное вождение — они блокируются. Мы строго к этому относимся, потому что у «повторника» могут конфисковать наш автомобиль, и мы с этим ничего не сделаем.

Westgroup: «Технически можем заблокировать двигатель, если превышается скорость»


Фото: Westgroup

Cейчас каршеринг от Westgroup работает в тестовом режиме, в городе ездят 15 автомобилей. По окончании тестового режима компания обещает выпустить достаточное количество машин. Пока же сервис оптимизирует функционал приложения, изучает рекламации пользователей. На данный момент в сервисе зарегистрировано более 5 тысяч пользователей.

— Если рассматривать конкретно черный список среди каршеринговых компаний, то такового нет. В классическом прокате есть такая база, охватывающая всю страну. Наша служба безопасности использует ее также в своей работе. Не раз по этой базе были выявлены нарушители, которые пытались зарегистрироваться и в нашем сервисе поминутной аренды автомобилей.

В Westgroup отметили, что самое распространенное нарушение пользователей сервиса — парковка в запрещенных местах, на втором месте — превышение скоростного режима.

— Касаемо парковки в запрещенных местах: есть два пути развития в сложившейся ситуации. Первый — клиент оставил автомобиль под запрещающим знаком, и данный случай зафиксировала служба по обслуживанию автомобилей. Мы определяем клиента, который совершил административное правонарушение, и вежливо просим соблюдать ПДД. Никаких штрафных санкций к клиентам мы не применяем. Служба безопасности фиксирует количество нарушений одним и тем же клиентом, и если клиент игнорирует наши обращения, далее идет рассмотрение о блокировке доступа к нашему сервису в дальнейшем.

Второй вариант — когда после нарушения парковки автомобиль эвакуируют. В этом случае клиент вызывается на штрафстоянку, где присутствует сотрудник правоохранительных структур, и в адрес клиента составляется постановление об административном правонарушении. Таким образом, клиент оплачивает эвакуацию автомобиля и штраф за неправильную парковку. Если клиент не имеет возможности приехать на штрафстоянку, то компания выставляет счет на эвакуацию автомобиля и данная сумма списывается с карты клиента. Постановление на оплату штрафа за неправильную парковку оформляется сотрудником ГАИ без его присутствия. При этом никаких дополнительных штрафных санкций со стороны компании к клиенту не применяется.

— Если мы видим, что клиент превышает скоростной режим, то технически имеем возможность дистанционно заблокировать двигатель. Но важно понимать ситуацию на дороге в тот момент и не прибегать к принудительной блокировке автомобиля на ходу. Мы — за безопасность движения. Как и оговаривалось выше, мы ведем с клиентом диалог, и если он не реагирует на замечания, то для него блокируется доступ к нашему сервису. Временно или навсегда — зависит от конкретного случая. Как показывает практика, клиенты нашего сервиса добросовестны и не рискуют своими жизнями на дороге и жизнями участников дорожного движения.

То, что водители на каршеринговых машинах не особенно притормаживают перед ямами, — объективная реальность, причем независимо от страны существования сервиса. В Westgroup к этому готовы. Серьезные поломки стараются выявить и исправить оперативно, тем более у компании есть собственный автосервис полного цикла.

— С разукомплектацией своих автомобилей мы пока не сталкивались, но знаем, что в России процветает вандализм в данной сфере. У нас в автомобилях, кроме стандартных аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, нет ничего «носимого». А то, что есть, не утаскивают. Все же клиенты у нас добропорядочные.

←Обкатал президент. В Лебяжьем появилась стильная ледовая арена, но работает она не для всех

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика