«Мы с тобой одной крови». Рассказываем и показываем, как животные растят детей хорошими людьми
Кто в детстве не плакал над мультфильмом «Варежка»? Несмотря на то, что в нем не было ни слова, каждому из нас было понятно, что происходит между девочкой и ее другом-щенком.
Дети и животные по сути своей ближе друг к другу, чем к взрослым. Они радуются очень простым вещам, не умеют скрывать свои чувства и нуждаются в нашей защите. Чтобы показать, как рождается тесная связь между ребенком и животным, на съемочной площадке встретились юные модели из агентства Bonito и подопечные объединения «ЗООшанс», которые ищут дом. А психолог Юлия Костюк рассказала, почему подарить животному семью — лучшее решение для тех, кто хочет воспитать настоящего человека.
Зарина и Лапа
— Дети, растущие в семьях, где есть животные, учатся быть терпимее и терпеливей, — объясняет Юлия Костюк. — У них развиваются такие важные для жизни в современном мире качества, как эмоциональный интеллект и эмпатия: ведь животное не умеет говорить, его нужно как-то услышать и понять без слов. И чем раньше ребенок вступает в контакт с таким бессловесным, но наполненным самыми разными эмоциями существом, тем быстрее и лучше он научится понимать окружающий мир, людей вокруг и самого себя.
Кроме того, обучая ребенка правильному и осмысленному общению с тем, кто зависит во всем от человека, взрослый показывает ему отличный пример ответственности, которую дети позже переносят во взрослую жизнь. Так родители растят детей, для которых слова «социальная ответственность», «помощь оказавшимся в сложной ситуации», «сострадание» будут не пустым звуком, а их реальностью.
Кроме того, животные помогают ребенку в наработке практических и очень полезных во взрослой жизни навыков: они показывают, как отстаивать свои границы, давать отпор тем, с кем нет желания идти на контакт, прислушиваться к своим ощущениям, то есть учат быть ближе к своей природе.
Маргарита и Шоколадка
— Родителям, которые приняли решение завести друга для ребенка, нужно понимать, что любое живое существо с нервной системой может испытывать боль. И если взрослый не обращает внимания на то, что ребенок причиняет страдание животному, он своим молчаливым согласием формирует жестокость, которую ребенок сможет направить и против человека. Кстати, жестокое обращение детей с животными может быть симптомом очень серьезных психических заболеваний. Игнорировать такие вещи нельзя!
Ребенку важно с самого начала говорить о том, что животное и игрушка — совершенно не одно и то же. Нужно на своем примере показывать детям ответственное отношение к животному: уважать его право на покой, предоставлять ему исключительно его территорию, изучать его природные инстинкты и относиться к ним с пониманием.
Поэтому важно рассказывать ребенку о том, как ведет себя кот, собака, попугай, кролик, хомяк, живя на воле, и давать животному возможность проявлять свой истинный, природный характер. В этом есть большой смысл: так мы учим детей принимать мир таким, какой он есть, уважать его. И это очень важно, потому что уважение к себе, к своему дому, к своим близким рождается так же.
Алена и Шанти
— Уровень стресса и тревожности у детей, живущих с животными, будет ниже, чем у их сверстников без питомцев. Даже просто проводя рукой по мягкой шерсти и теплой коже животного, человек снимает с себя напряжение: как минимум — приятные тактильные ощущения, а как максимум — ощутимый энергообмен с животным могут творить чудеса.
Поэтому в мире настолько востребована пет-терапия (метод лечения пациентов с помощью домашних животных) — ее эффективность давно доказана научно. Животные работают не только в центрах для детей, но и в домах престарелых, учреждениях для людей с особенностями психофизического развития. Исследования показывают, что когда человек гладит собаку, уровень серотонина, гормона радости, повышается минимум в два раза. И эти положительные эмоции лечат.
Глеб и Соломия
— В какой-то момент жизнь человека и жизнь животного настолько связываются воедино, что между ними создается удивительная необъяснимая связь, которая может преодолеть и расстояния, и препятствия, и ситуации, которые кажутся безвыходными. Мы знаем о том, что животные могут спасать своих хозяев, предупреждая об опасности, утешать плачущих людей, ложась на колени к хозяину или обнимая его и вытирая ему слезы.
Общаясь с животным, человек чувствует себя не одиноким, понятым, принятым. У него всегда есть тот, кому можно пожаловаться и кто никогда не осудит, не скажет плохого слова, не предаст. Дети особенно чувствительны к таким вещам. Животное может помочь ребенку пережить сложные периоды эмоциональных упадков и стать «доверенным лицом», с которым ребенок может смело делиться своими секретами и тайнами.
Наверное, поэтому между детьми и животными формируется особая близость, которую дети, став взрослыми, несут через всю свою жизнь. Это обогащает внутренний мир человека, наполняет его особыми, очень глубокими смыслами.
Алена и Уна
— Важный момент для формирования личности ребенка — расставание с животным, когда приходит его время уйти. Малышам можно говорить о том, что пес или кот ушел жить на Мост Радуги, детям постарше можно прямо рассказать о том, что питомец умер.
Некоторые родители незаметно подменяют умершее животное новым, когда дело касается хомячков, черепашек. Это не очень полезная и правильная практика. Как бы это парадоксально ни прозвучало, но человеку проще в детстве принять идею о конечности жизни. Избегать бесед о смерти и оставлять вопросы ребенка на эту тему без ответа — только вредить ему. Смерть любимого животного — тяжелая потеря, которая, тем не менее, научит ребенка принимать жизнь во всех ее проявлениях, прощаться с тем, кто ушел, и хранить в сердце время, проведенное вместе.
Мы выражаем особую благодарность модельному агентству Bonito, волонтерам и подопечным объединения «ЗООшанс» и психологу Юлии Костюк за помощь в подготовке этого материала.