Минсельхозпрод сообщил, что Беларусь «со скоростью истребителя ворвалась на китайский рынок»
Почти 80% экспорта все еще приходится на Россию, но Беларусь стремится активнее торговать с другими странами, от Европы до Азии.
За прошлый год Беларусь заработала на продаже сельскохозяйственной и продовольственной продукции 5,2 млрд долларов. По сравнению с 2017-м прибавка составила 5,3%, или 263 млн долларов.
За границу мы продаем в первую очередь мясо и молочку, на них приходится 60% продовольственного экспорта, то есть почти 3 млрд долларов. При этом мясом в прошлом году торговать было выгодно, оно росло в цене, а вот производителям молочной продукции пришлось труднее. В прошлом году по сравнению с 2017-м цены снизились более чем на 10%.
«Волатильность мясомолочного рынка каждый год такая. Многое зависит от урожая, от ведущих мировых экспортеров, от погодных условий, какие были корма приготовлены, - рассказал на брифинге Алексей Богданов, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода. - К сожалению, мы пока очень сильно зависим от климатических условий. За прошлый год планировали произвести больше молока, но была серьезная засуха».
Китайцы разрешили 58 предприятиям зайти на их рынок мяса и молока
В основном наши продукты по-прежнему идут на российский рынок - 79% от общего объема. Тем не менее за прошлый год эта доля снизилась на 6,3%.
«Этот небольшой уход, своеобразный маневр понятен. Мы четко видим и осознаем сигналы от наших коллег из России. Россия очень много вкладывает в развитие собственного сельского хозяйства, это абсолютно понятно для нас. Было бы неправильно, если бы такая великая держава, как Россия, зависела от иностранных рынков. Мы видим, что происходит, и целенаправленно диверсифицируем экспорт. В прошлом году мы поставили продовольственные товары в 95 стран мира», - прокомментировал Алексей Богданов, пишет kp.by.
Еще один торговый партнер, на которого мы делаем ставку, - это Китай. В прошлом году мы продали туда продукции на 82,4 млн долларов, и по сравнению с 2017-м эта цифра увеличилась аж в 4,4 раза.
«Мы со скоростью истребителя ворвались на китайский рынок. Беларусь входит в десятку стран, которые в принципе могут поставлять мясо на китайский рынок. За короткий срок мы сертифицировали 51 молочное предприятие, 2 мясокомбината на право поставок говядины и 5 птицефабрик, - рассказал Алексей Богданов.
Ситуация на молочном рынке в Китае неплохая. Например, сухое молоко подорожало на 10 центов, что для нас выгодно».
Богданов объяснил это тем, что, во-первых, немного подросла мировая конъюнктура, а во-вторых, наш товар потихоньку начинают узнавать на китайском рынке. Китайский потребитель очень сильно реагирует на бренд товара. Если он известен, если внедрена система переработки, то цена на товар будет расти.
«Хорошо дела идут и с мясом: говядины мы продали в Китай на 1,3 млн долларов, птицы - на 3,4 млн долларов», – сказал Алексей Богданов.
«У нас сыр продается по 4,5 - 5 долларов, а там - уже 7,5»
Идет торговля и с нашим соседом - Евросоюзом. Здесь мы за прошлый год заработали 233,5 млн долларов (прирост за год - 66,6%).
«Евросоюз - самый, казалось бы, сладкий и интересный рынок для нас, где население обладает высоким доходом и покупательской способностью. Но здесь есть сложность в том, что по мясомолочной продукции европейский рынок очень защищен с точки зрения тарифов. Таможенная пошлина на молочную продукцию - 50%. Представьте, у нас сыр продается по 4,5 - 5 долларов, а там - уже 7,5, - привел пример Алексей Богданов. - Мы делаем ставку на те товары, которые можем продвигать с точки зрения тарифного регулирования. Сегодня мы ведем переговоры о сертификации наших птицефабрик на право поставок продукции на европейский рынок».
Из стран ЕС Беларусь активнее всего продает продукты в Литву (на 93,6 млн долларов), Польшу (на 41,3 млн) и Германию (28 млн).