«Девочка»: 5 из 10. Скандальное (но переоцененное) кино о балерине-трансгендере

Источник материала:  
06.02.2019 18:55 — Разное

Каким-то чудом (а именно благодаря новому дистрибьютору Volia Films) в Минске уже завтра начнутся показы скандального (в чем скандал — мы писали тут) бельгийского фильма «Девочка» о балерине-трансгендере. AFISHA.TUT.BY посмотрела кино и считает его нужным, но переоцененным.


О чем фильм:

История пятнадцатилетней Лары, которая мечтает стать балериной. Балетная жизнь предстает во всей жестокости, однако для Лары она еще сложнее, чем для других. Не только потому, что она никогда не танцевала классику, не стояла на пуантах и не обладает природной растяжкой. Но и потому, что Лара родилась мальчиком по имени Виктор и в течение ближайших двух лет ей предстоят гормональная терапия и операция, которые должны это обстоятельство изменить.

Фильму «Девочка» адаптироваться в белорусском прокате куда сложнее, нежели героине — в новом классе. Там, где бельгийское общество не столько осуждает, сколько любопытствует относительно полового вопроса, наше хлебом не корми, дай поклеймить, позапрещать и поискать пропаганду (для разнообразия можете посчитатью сколько человек уйдет с вашего сеанса. Напишите потом нам в комментариях). Тем занимательнее обнаружить в фильме полный штиль по части социальных взаимоотношений. Отец Лары/Виктора всячески поддерживает ее в вопросах смены пола, домашние хвалят новое платье, даже в школе никто не избегает и не издевается. Один эпизод в балетной труппе — скорее часть инициации, нежели целенаправленная травля.


Поэтому Донт сосредоточивается не на внешних препятствиях, а на внутренних. Лара ждет, когда же вырастет грудь, стыдливо заклеивает гениталии, чтобы не было заметно, и одевается в подчеркнуто женственные розовые свитера и платья. Но прогресс все не наступает. Героиню хочется пожалеть, если бы не одно но. Весь фильм сложно отделаться от мысли о спекуляции на теме, об эксплуатации и о том, что зрителем манипулируют. И если в «Мандарине» Бейкера, где главные героини также трансгендерны, но фокус был вовсе не на этом, то уж больно часто в «Девочке» камера опускается ниже пояса.

За визитами к врачу, уколами гормонов и боязливыми вылазками в отдельный туалет — типичная история преодоления подросткового периода. Пубертат здесь — как символ времени, которое хочется как можно скорее перескочить и забыть. Прыщи на лбу и ненависть к своему отражению — так ли важно, мужскому или женскому — свойственны подавляющему большинству подростков. Лора — одна из них. При этом история о поиске себя и своей идентичности могли с легкостью строиться вокруг черного гомосексуального юноши из бедной семьи («Лунный свет»), гомосексуальной девушки в традиционной благовоспитанной семье («Неправильное воспитание Кэмерон Пост»), гомосексуального парня в компании друзей-гомофобов («Пляжные крысы»).


В описанных выше случаях от обвинений в спекуляции страхует то, что акцент с самой темы (наверное, стоило бы писать с большой буквы) смещается на вещи общегуманистические. И только в «Девочке» топчется вокруг красных следов от скотча на лобке. Донт делает усилие и снимает эпизоды в балетном классе так, чтобы вы смогли отвлечься от первичных половых признаков и сосредоточиться на пути к женственности через «кровь, пот и слезы». Но головокружительными в них остаются разве что пируэты камеры и титаническая работа Виктора Полстера (15-летний дебютант так вжился в образ, так работал над собой, что после премьеры в Каннах Донта только и спрашивали, где он нашел такого актера).

Кино славно тем, что любые, даже максимально серьезные проблемы передает через образы. В 2015 году в Венеции показали фильм «Приступы» Анны Роуз Холмер, тоже рассказывающий о становлении и тоже с танцевальной линией. Для героини фильма танец был символом взросления, метафорой становления девочки женщиной. Картина Донта тоже пытается играть на этой метафоре, но получается неуклюже и буквально. В этой постоянной хромоте — главная проблема «Девочки», которая говорит о важном, но делает это слишком очевидными методами. Тем самым фильм Донта в своей архаичности и прямолинейности похож на классический балет в мире, где давно практикуют модерн. Зато это красиво.

Когда: с 7 февраля.

Где: в сети кинотеатров Silver Screen.

Купить билет

Читайте также


Фильм, который разорвет вам сердце. И еще 12 премьер февраля в Минске

Самый популярный фильм в минских кинотеатрах не блокбастер и даже не российское кино. Тогда что?

←БАТЭ на заключительном тренировочном спарринге одолел клуб, из которого пришел Мирко Иванич

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика