Кто из белорусов не потянет 100-ные тарифы на ЖКУ и кому уже сейчас нужна помощь в оплате жировки
Январское подорожание коммуналки в среднем выведет услуги ЖКХ на 80-процентный уровень возмещения. Получается, до пугающей жировки «по полным» тарифам все еще далеко. Правда, рядового белоруса больше волнуют не эти показатели, а то, сколько денег от своей зарплаты или пенсии ему приходится перечислять коммунальникам. Кто сможет «потянуть» 100-процентную коммуналку, а кому может потребоваться помощь в оплате от государства и какой она может быть?
Чтобы ответить на эти вопросы, FINANCE.TUT.BY изучил исследование экспертов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Beroc о доступности оплаты ЖКУ для белорусских семей.
Авторы исследования — Олег Мозоль и Елена Циуля — оценили, как оплата расходов на ЖКУ влияет на имущественную базу домашних хозяйств, а также предположили, что может не позволить им в будущем оплачивать счета коммунальников. Кроме того, эксперты посмотрели, какие льготы на ЖКУ есть в других странах мира. Исследование затрагивает период с 2007 по 2016 год.
Больше всех на коммуналку тратят неполные семьи с маленькими детьми и пенсионеры
Несколько лет бремя расходов белорусских семей на оплату жировок снижалось: в 2007 году на коммуналку уходило 5,9% от среднедушевых доходов, в 2012 году - 3%. Но потом этот показатель начал расти и в 2016 году составил уже 5,2%.
Эксперты выделили группы населения, для которых проблема роста трат на коммуналку особенно актуальна:
- малообеспеченные. В городе на коммуналку отдают 9,6% от среднедушевых доходов, на селе — 7,2%.
- семьи без детей (не пенсионеры), состоящие из одного человека. Городские одиночки тратят на коммуналку 6,7% от среднедушевого дохода, сельские — 6,9%.
- семьи с одним взрослым и с детьми до 18 лет: в городе коммуналка «съедает» 6,8% среднедушевого дохода, на селе — 6,6%.
- пенсионеры: в городе — 6,8%, в деревне — 5,1%.
Как видим, почти у всех, кто попал в группу риска, доля расходов на оплату жировки больше 6%, то есть, превышает средний по стране показатель.
— Формирование групп домохозяйств с низкой доступностью оплаты ЖКУ объясняется тем, что субсидии на оплату ЖКУ регрессивны в абсолютном выражении: самые бедные домохозяйства получает в два раза меньше, чем самые богатые, — говорят эксперты Beroc. — Дело в том, что доступ к субсидиям на оплату ЖКУ предоставляются в равной степени как богатым, так и бедным домохозяйствам. Но поскольку более высокий доход обычно подразумевает более просторное жилье, домохозяйства с более высоким доходом сталкиваются с большими коммунальными расходами и, соответственно, получают более высокие субсидии, что и повышает для них доступность оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Снижение доступности оплаты ЖКУ в последние годы объясняется просто: коммуналка дорожает и среднедушевые расходы на нее тоже увеличиваются.
За период с 2007 по 2016 год данный показатель в среднем по всем домохозяйствам вырос в сопоставимых ценах на 40,3%, а за период с 2012 по 2016 год - на 86,2%. Второй фактор — низкий рост среднедушевых доходов. С 2013 по 2016 год этот показатель в среднем по всем домохозяйствам вырос всего на 7,9% в сопоставимых ценах. Более того, с 2014 по 2016 годы среднедушевые доходы и вовсе снизились на 8,5%.
Что остается на жизнь после оплаты жировки?
Авторы исследования выяснили, что остается у семей, входящих в группу риска, после того, как они рассчитаются с коммунальниками.
Например, в 2016 году у малообеспеченных семей на 1 рубль расходов на оплату ЖКУ оставалось в среднем 2,8 рубля среднедушевых доходов (среднедушевых доходов домохозяйства после оплаты ЖКУ). Это в 2,6 раза меньше, чем в среднем по всем домохозяйства Беларуси.
Для домашних хозяйств с двумя и более взрослыми и с детьми в возрасте до 18 лет — 5,4 рубля (на 25% меньше, чем в среднем по всем домохозяйствам), а для домашних хозяйств с одним взрослым и с детьми в возрасте до 18 лет — 6,2 рубля в 2016 году (на 13,8% меньше, чем в среднем по всем домохозяйствам).
Расходы на коммуналку у сельчан растут быстрее, чем у горожан
Авторы исследовании говорят, что в последние годы наметилось несколько отрицательных тенденций, которые в будущем могут негативно сказаться на возможности семей оплачивать счета за ЖКУ.
- уменьшились размеры субсидий, выделяемых правительством, в расчете на одно домашнее хозяйство (с 2011 по 2016 годы они сократились на 72%).
- семей, которые могут получить субсидии стало меньше (с 4,6 до 3,4% соответственно).
- сельчане почувствовали подорожание коммуналки сильнее горожан. С 2007 года среднедушевые расходы городских семей на ЖКУ выросли на 29,6%, на селе — на 71,5%.
В Германии — социальный тариф на электричество, а в Великобритании — на воду и отопление
Мы привыкли думать, что европейцы отдают за коммуналку гигантские суммы и никаких льгот там давно не существует. На самом деле во многих странах, также как и у нас, государство помогает своим гражданам платить за ЖКУ. Отличаются только механизмы поддержки.
В Беларуси кроме льготных и субсидируемых тарифов есть еще и безналичные субсидии для бедных. Похожая схема существует в России. А вот в ЕС все иначе.
— Проблемой многих европейских стран является энергетическая бедность. Это невозможность обеспечить в полной мере свои энергетические потребности, или невозможность оплатить счета за энергию, — поясняют авторы исследования.
страна и мера поддержки | кому оказывается | что из себя представляет поддержка |
Кипр, социальный тариф на электричество |
— инвалиды; — семьи с тремя и более детьми и доходом до 51,2 тысячи евро, которые получают социальное пособие; — малообеспеченные семьи; — социально уязвимые семьи. |
20-процентная скидка на электричество. |
Германия, социальный тариф на электричество |
— малообеспеченные семьи (тариф предоставляет одна из компаний-поставщиков электроэнергии); — семьи, получающие социальные пособия. |
— низкие цены на электричество; — скидки варьируются по регионам. Например, при покупке энергосберегающего оборудования какое-то время можно не платить за электричество. |
Бельгия, социальный тариф на электричество и природный газ |
— инвалиды; — малообеспеченные семьи с годовым налогооблагаемым доходом до 19105 евро (плюс 3536 евро на каждого иждивенца); — социально уязвимые семьи; — семьи, которые пользуются услугами по урегулированию долгов, в отношений которых принято решение о несостоятельности счетов за отопление. |
20-процентная скидка на электричество. |
Испания, социальный тариф на электричество | социально уязвимые семьи, чей совокупный доход не превышает 11,3 тысячи евро в год. | скидка на электричество от 25 до 50% в зависимости от степени уязвимости. |
Великобритания, социальный тариф на воду |
— семьи с годовым доходом меньше 18 тысяч евро; — пенсионеры; — семьи, воспитывающие ребенка до 5 лет; — инвалиды; — семьи, которые получают социальные пособия; — семьи, чьи расходы на водоснабжение и канализацию составляют более 3% доходов. |
скидка от 15 до 90% от обычного тарифа или снижение счета на 217 евро. Размер и тип скидки зависит от региона, также в каждом регионе варьируются группы семей, претендующих на льготу. |
Великобритания, социальный тариф на отопление |
— пенсионеры; — семьи, которые получают социальные пособия. |
прямые выплаты во время отопительного сезона — от 271 до 407 евро. |
Франция, социальный тариф на электричество и природный газ | малообеспеченные семьи с доходом не больше 2175 евро в месяц. | применяются варианты с более низкими ценами. |
Франция, энергетический чек |
— социально уязвимые семьи; — семьи с совокупным доходом за год не больше 7,5 тысячи евро; — семьи с детьми, чей совокупный доход в год не превышает 16 тысяч евро; — семьи, которые улучшают энергоэффективность своего жилья. |
субсидия от 150 до 227 евро. |
Субсидии на коммуналку для бедных и многодетных нужно увеличить
Изучение групп риска и тенденций в их расходах на оплату услуг ЖКХ позволило экспертам Beroc сформулировать несколько рекомендаций для чиновников.
- осторожно подходить к сокращению видов ЖКУ, по которым предоставляются субсидии, либо к их полной отмене для отдельных категорий домашних хозяйств. Это может привести как к росту бедности, так и к еще большему оттоку трудоспособного населения из страны.
- повышение стоимости ЖКУ желательно осуществлять сбалансированно, т.е. индексация должна в целом отражать динамику индекса потребительских цен — существенное отклонение от данного базового индикатора может также негативно повлиять на уровень бедности — в первую очередь в сельской местности.
- рекомендуется увеличить субсидии на ЖКУ для малообеспеченных домашних хозяйств и многодетных семей.