Что получит и потеряет Беларусь от вступления в ВТО?
23.01.2019 09:29
—
Разное
Реальность и выгоды этого ответственного шага оценивает руководитель инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман.
Всемирная торговая организация считает середину 2020 года реальным сроком, к которому Беларусь может завершить все необходимые процедуры по вступлению в организацию. Такое мнение высказал журналистам советник управления торговли и инвестиций секретариата ВТО Хуан Марчетти, пишет "Завтра твоей страны".
— Насколько реально вступление нашей страны в ВТО в 2020 году?
— Если такие заявления делаются со стороны самой организации, то реальность больше, чем нереальность. Но процедура предусматривает двусторонние переговоры со странами-участниками, поэтому всегда могут возникнуть какие-то неожиданности. В последнее время подобные сроки декларировала и белорусская сторона, так что это вполне возможно.
Евгений Прейгерман
— Насколько оправдано стремление Беларуси вступить в ВТО и насколько это стремление искреннее?
—Искренность обусловлена прагматичной практикой, поэтому в последние годы число противников присоединения к ВТО в Беларуси значительно уменьшилось. Являясь участником Евразийского экономического союза, мы фактически живем по правилам ВТО, поскольку было принято решение о функционировании таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, которая и вводит правило ВТО для всех стран-членов. Проблема в том, что те страны, которые уже входят в ВТО, могут пользоваться этими правилами и на входе, и на выходе, а мы только на входе, то есть, что касается импортных товаров, которые прибывают в Беларусь. В то же время Беларусь не может пользоваться теми преимуществами, которые дает членство в ВТО.
— Что получает и что теряет Беларусь от участия в этой организации?
— Беларусь получает преференциальный дополнительный доступ на внешние рынки. Но, по мнению противников вступления в ВТО, став участником такой международной организации, международных договоров, нужно выполнять определенные зафиксированные обязательства. А оставаясь за ее рамками, можно быть более гибким в своей политике.
Тут есть еще сторонний вопрос. В последние годы ВТО находится в предчувствии какой-то тряски, в первую очередь, из-за позиции администрации Трампа, который с первого дня прихода к власти заявляет, что эти условия его не устраивают, что США собираются прекратить платить свои взносы. Но это вторичный вопрос, на который мы напрямую повлиять не можем.
— Почему Беларусь раньше не вступила в ВТО, хотя другие постсоветские страны сделали это уже довольно давно?
— Все боялись, что с приходом правил ВТО большая часть белорусской экономики не выдержит конкуренции с иностранными производителями.
— Глава белорусского государства не в восторге от того, чтобы Беларусь играла исключительно по правилам ВТО.
— Да, на протяжении многих лет он повторяет, что сомневается, но в последнее время и от него уже были разнее заявления, в основном, что нам нужно разобраться и понять. И делать это стало намного проще после того, как мы оказались «на входе», когда де-факто мы должны были выполнять часть обязательств, не имея с этого преимущества. Так что пространство для раздумываний сузилось.
— Поможет ли участие в ВТО в освоении новых рынков и сохранении рынков, которые у нас уже есть, в первую очередь, российского?
— Участие в ВТО привлекательно в том, чтобы приобретать новые рынки. Те барьеры, которые могут вводить против белорусских товаров другие страны-члены ВТО, в таком случае снижаются. Практический расчет и заключается в том, чтобы белорусской продукции не препятствовали входить на эти рынки, и она была более конкурентоспособной. Что касается России, то тут иная ситуация. С Россией мы в рамках ЕАЭС по определению должны иметь свободный рынок, другое дело, как он работает, но это уже вне юридических рамок.
— По словам заместителя министра экономики Дмитрия Ярошевича, переговоры с США по вступлению Беларуси в ВТО начнутся после «шатдауна». Пойдут ли США навстречу Беларуси в этом вопросе?
— Тема вступления в ВТО наименее проблемная в отношениях Беларуси с США. Тем более сейчас наметился тренд на улучшение и наполнение двусторонних отношений большей конкретикой, политические преграды если еще не сняты, то уже снимаются.
— Что может помешать вступлению Беларуси в ВТО?
— Главное — завершить двусторонние переговоры со странами-участницами, которые еще остаются. Специфика такой организации в том, что, став ее членом, ты имеешь рычаги влияния на тех, кто хочет присоединиться к ней в будущем. И тут иногда могут возникнуть неожиданности, как например, когда Грузия фактически блокировала вступление в ВТО России. Но если будут решены вопросы с ключевыми игроками — такими, как США, то понятно, что это повысит не только шансы, но и скорость присоединения.