Заполярный Шпицберген: место, где холодно, умирать нельзя, но жить хорошо можно
Есть на планете места, где условия жизни настолько суровые, что жить и работать там можно только из-за денег. Здесь холодно практически круглый год — верхний слой почвы растает лишь на время короткого лета и на небольшую глубину, поэтому все здания здесь опираются на вечную мерзлоту. А еще здесь солнце полгода «включено» круглые сутки, а еще полгода его вообще нет. Из развлечений — северное сияние и снегоходы. Речь идет о норвежском Заполярье — архипелаге Шпицберген. Людей здесь мало: около трех тысяч человек. Белых медведей больше.
Жизнь у Северного полюса
Шпицберген — это архипелаг площадью свыше 61 тысяча кв. км, расположенный в Северном Ледовитом океане между 74 и 81 градусами северной широты. От него уже совсем недалеко до Северного полюса.
Климат здесь арктический, смягченный теплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).
Территория официально принадлежит Норвегии, но согласно Парижскому договору о Шпицбергене 1920 года, позволяющему любой стране заниматься здесь хозяйственной деятельностью, архипелаг открыт для всех. Сюда не требуется виза, здесь отсутствуют граница и таможня, а на товары нет налогов. Главный здесь — суссельманин, губернатор, назначаемый лично королем Норвегии. Он выполняет функцию полицейского, судьи, охранника природы, спасателя, нотариуса.
Жизнь на архипелаге сосредоточена в двух населенных пунктах: норвежском Лонгиербюене и российском Баренцбурге.
Лонгйир
Лонгйир или по-норвежски Ло́нгйирбюен — административный центр архипелага.
Рядом есть аэропорт Свальбард, он считается самым северным аэропортом в мире с регулярными рейсами. Город полностью зависит от поставок извне — продукты и все остальное приходят по морю, либо по воздуху.
По информации Википедии, в Лонгйире живет чуть более двух тысяч человек. Изначально поселок был шахтерским и основным занятием местных жителей была добыча угля. Теперь это туристическая Мекка Арктики — вы удивитесь, но и зимой, и летом здесь толпы туристов — до 70 тысяч за сезон. Из местного порта отходят круизы в Гренландию и Арктику. Самыми недорогими турами можно считать круизы вокруг самого острова.
Основной транспорт на Шпицбергене — это снегоходы. Их тут очень много и все передвижение по острову завязано на них. На машинах можно передвигаться по городу и на несколько километров от него. Например, до аэропорта. Поэтому автомобилей в городе совсем немного.
В городке есть отделение Норвежского Полярного Университета. В 2006 году под эгидой ООН здесь было построено подземное Всемирное семенохранилище на случай техногенной катастрофы. На 120-метровой глубине под землей находятся 4,5 миллиона образцов сельхозкультур всех стран мира. Вечная мерзлота и климат способствует долгому хранению семян.
Туристическая зона — центр городка. Здесь есть кафешки, пабы, отели, хостелы, магазины.
На фото выше: несколько примеров зданий, которые строят норвежцы. Кроме маленьких домиков на одну семью, есть двухэтажные длинные таунхаусы. В каждом дворе стоит свой контейнер для мусора — в Логнйире есть мусороперерабатывающий завод.
Местное законодательство многим покажется странными. Например, здесь нельзя умирать — в Лонгйире нет кладбищ, вечная мерзлота не дает телам разлагаться, а трупы привлекают внимание белых медведей. Если кто-то сильно заболел, его отправляют на материк.
Есть запрет на рождение детей, поэтому беременных тоже отправляют на материк. И все же в городе есть дети — для них построены два детских садика.
Одну из опасностей на Шпицбергене представляют белые медведи. За пределы населенных пунктов выходить без оружия или сопровождающего с оружием нельзя. Многие жители так и ходят с оружием. Перед входом в банк и общественные учреждения ружья сдают — для этого есть сейфы.
Лонгйир считается хорошим местом, где можно хорошо подзаработать и отбоя от желающих занять вакансии нет. Многие русскоговорящие блогеры-путешественники отметили, что в городе много жителей имеют советское прошлое — и перебрались сюда жить из Баренцбурга и законсервированной Пирамиды.
Баренцбург
Рудник и одноименный поселок Баренцбург названы в честь голландского мореплавателя Вильяма Баренца. В 1932 году землю выкупил советский трест «Арктикуголь».
На сегодняшний день Баренцбург является единственным действующим из трех российских поселений на архипелаге. Как сообщает сайт поселка, Баренцбург находится полностью на автономном жизнеобеспечении. Здесь действуют шахта, теплоэлектростанция, порт и объекты жилищно-социальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома, больницу, культурно-спортивный комплекс, детский сад, школу и музей, есть православная домовая церковь и часовня.
В год тут добывается 120 тыс. тонн угля, который поставляется в страны Европы и используется для нужд поселка. В 2016 году здесь созданы Российский научный центр и центр арктического туризма «Грумант». Сейчас в поселке проживает свыше 1000 человек, работают школа, больница, шахта, электростанция, теплица, спортивный комплекс. Здесь же можно найти и Консульство РФ.
Законсервированный социализм
Пирамида — шахтерский поселок на архипелаге Шпицберген. Он строился с учетом опыта, накопленного при строительстве населенных пунктов Заполярья и долгое время был своеобразной витриной коммунизма. Последние жители покинули поселок после консервации в 1998 году, но суровый климат и труднодоступность позволили сохранить все здания в первозданном виде. Это позволило превратить Пирамиду в туристический объект.
Эмблемой Пирамиды является стела на въезде в поселок. Установили стелу в 1984 году, однако свой законченный вид она обрела в 1998 году, когда по распоряжению директора Пирамиды одну из вагонеток было решено установить около нее в память о трудовых подвигах шахтеров Заполярья. На вагонетку нанесли надпись: «31 марта 1998 года выдана эта последняя тонна угля рудника «Пирамида».
Как сообщает сайт поселка, история поселения началась в 1910 году — тогда швед Бертиль Хегбом получил разрешение на добычу угля в 120 километрах от рудника Баренцбург в недрах гор на полукилометровой высоте над уровнем моря. В 1911 году началось строительство и оборудование шахты. Поселеняя расположилась на берегу бухт Петунья и Мимер, земельные участки принадлежали компании Spetsbergens Svenska Kolfalt, у которой их приобрело общество «Англо-Русский Грумант», затем, в 1927 году, владельцем Пирамиды стал трест «Северолес», а с 1931 года — трест «Арктикуголь». Таким образом поселок стал советским.
Первая улица в Пирамиде появилась в марте 1947 года. Она начиналась в строящемся порту и вела в поселок. С обеих сторон выросли домики — «финки».
Население в 1960—1980-х годах составляло более 1000 человек, были построены многоэтажные капитальные здания, просторный спорткомплекс с бассейном морской воды, столовая на 200 посадочных мест, библиотека, зимний сад и мелководный порт для погрузки угля.
За время работы шахты были построены и введены в эксплуатацию ТЭЦ, порт, три искусственных озера с питьевой водой, животноводческая ферма, теплица, другие производственные и социальные объекты. Чтобы показать преимущества социализма над капитализмом, средств на благостную картинку партия не жалела.
Все закончилось в 1998 году — поселок был законсервирован до лучших времен.
Много сведений об актуальном состоянии поселка можно найти блогах многих путешественников. Например, Сергей Доля на Шпицбергене был уже не единожды. Вот что он пишет в своем блоге:
«Законсервированный», в отличие от «заброшенный», означает, что рано или поздно люди вернутся к развитию поселка. И, похоже, это время потихоньку наступает. Для возрождения Пирамиды и превращения его в туристическую зону «Арктикуголь» отремонтировал гостиницу, частично восстановил инженерные сети тепло- и водоснабжения, канализацию. Открыт ресторан, запущены в работу новые тепловые котлы и дизельная станция, в порту стоят три гостевых домика для туристов. Их, кстати, уже приезжает немало: интересны не только сохранившиеся постройки советских времен, но и уникальное расположение Пирамиды.
Центральная улица. Говорят, дом, где проживали женщины, назывался «Париж», дом, где жили мужчины — «Лондон», а общежитие для семейных носило куда менее романтическое имя — «Дурдом».
Дома на аллее покрашены, стекла все на месте, внутри все оставлено, как и было в 90-х. Дома все закрыты, на дверях замки. В часть из них можно попасть с гидом во время экскурсии.
По Пирамиде проходят дорожки, приподнятые на метр от земли. Сделано это не для красоты — под настилом лежат коммуникации. В советский период от тепла теплосетей снег и лед на «коробах» не залеживался и их использовали как тротуары.
Во время полярной ночи дорожки освещались фонарями.
В туристической программе обязательное посещение бутылочного дома. Как на краю мира возникло такое сооружение? Дело в том, что по норвежским законам на архипелаге запрещено выбрасывать бутылки (да и любой мусор вообще). И шахтеры вышли из ситуации следующим образом — построили из пустой тары домик, превратив мусор в строительный объект.
Кстати, в Пирамиду можно устроиться на работу, а можно приехать и поработать волонтером.