«Тратить миллиарды долларов нам не надо». Девятовский - о борьбе Минска за ЧЕ по легкой атлетике
Беларусь подала заявку на проведение в Минске в 2024 году чемпионата Европы по легкой атлетике. В интервью SPORT.TUT.BY глава национальной легкоатлетической федерации Вадим Девятовский оценил шансы на успех в борьбе с другими странами-кандидатами, вероятные преимущества Минска и стадиона «Динамо», а также порассуждал о затратах.
— Чемпионаты 2020 и 2022 годов были заняты, поэтому мы подались на ближайшую незанятую «Европу», а это 2024 год, — рассказал Девятовский. — Соперники у нас сильные. Польша каждый год что-то проводит. Не знаю, осталось ли что-то, что они не провели на юниорском и молодежном уровне. Швеция и Финляндия в нашем виде спорта принимали все топ-турниры, среди которых — чемпионаты мира и Европы.
— В чем же преимущества белорусской заявки?
— Минск — новое место. Согласитесь, приезжать в третий раз в Гётеборг… А Минск — хороший стимул. Здесь новый стадион — «Динамо». Международные чиновники остались в восторге от него. Им очень нравится архитектура, хотя у нас осветительные мачты, бывает, называют мухобойками, высказывают мнения о сочетании исторической и современной частей здания. А им нравится. Плюс к этому быстрая беговая дорожка, команда организаторов, которая показала себя с хорошей стороны. Все это влияет на шансы победить в споре за чемпионат Европы 2024 года. Я считаю, что у нас высокие шансы.
«Построили стадион для всего мира». Легкоатлеты впервые обкатали «Динамо» перед Европейскими играми
— В январе из четырех претендентов выберут трех кандидатов для дальнейшей борьбы за ЧЕ-2024. Думаете, Минск будет среди них?
— Не хочу обидеть конкурентов, но, думаю, мы точно войдем в топ-3. А как оно получится, посмотрим. Дождемся решения совета Европейской легкоатлетической ассоциации.
— Вы говорили, что к взрослому ЧМ мы будем идти через юниорские и молодежные старты.
— Все верно, подаемся и на юношеский чемпионат Европы 2022 года. Все это проходит параллельно. Показываем Европе и всему миру, что готовы проводить ответственные старты, доказывать свое право на проведение самых престижных из них.
Во время летнего международного легкоатлетического матча почувствовали, что способны принимать столь крупные турниры. В тот раз открыли продажу билетов всего за две недели до дня соревнований и гордимся, что собрали полстадиона. Нужно понимать, что в таком формате легкую атлетику никогда не показывали в Беларуси. Да, программа соревнований растянулась на четыре часа, и «на десерт» мы оставили все самое-самое. Наверное, стоило поставить это в начало, потому что люди у нас еще не привыкли столько времени проводить на легкоатлетическом событии. Потихонечку будем готовить их, будем стремиться сделать программу выступлений компактной, что любят и телевизионщики. Как мне рассказали, в этом году чемпионат Европы в Берлине побил рекорды зрительского интереса в Беларуси.
Будем работать с аудиторией, проводить все лучше и лучше свои соревнования. Так, 22 декабря проведем турнир по прыжкам в высоту в ТЦ «Столица». Европейские игры, уверен, придадут нам второе дыхание. Формат для легкой атлетики там новый, компактный: в течение двух часов все состоится. Идеально! Думаем, что те, кто придет посмотреть, когда все закончится, спросят: «А когда в следующий раз можно прийти? Нам понравилось». А чтобы понравилось, необходимо успешное выступление наших спортсменов. Потому что если ты пришел, а твой белорус — последний, ну… Пусть даже были звезды и высокий уровень соперничества, «космос» — этим насладятся люди, которые любят легкую атлетику. Нам же желательно, чтобы побеждали белорусы.
— Спортивная составляющая чемпионата Европы, вне сомнений, качественная, но ведь проведение такого турнира стоит немало. Сколько?
— Заявку подали, понимая, что это недешево. За рубежом такие соревнования окупаются, а мы, понятно, не будем продавать билеты за 100 фунтов стерлингов, как в Лондоне. Умножьте эту цифру на 60 тысяч и еще на 7 (а именно столько дней проходило первенство мира) — огромные деньги, даже без учета спонсорских соглашений. Для легкой атлетики наши динамовские 22 тысячи мест — это немного. Национальный стадион в Пекине вмещает 80 тысяч человек, «Олимпийский стадион» в Берлине — свыше 70 тысяч, «Олимпийский стадион» в Лондоне — чуть меньше, но тоже был битком.
Журналисты часто спрашивают меня о цене вопроса. Я отвечаю: «Кто просчитает резонанс?» Слышим регулярно о том, что нужно продвигать страну, чтобы туристы приезжали. А сколько стоит реклама на Euronews? Огромные деньги, просто огромные. Во время крупных спортивных трансляций так или иначе город «светится»: панорамные кадры, телевизионные заставки. Когда в прошлом сезоне прыгунья в высоту Мария Ласицкене зимой прыгнула 2,00 м, что является негласным рекордом для «зимы» у женщин, новость разлетелась по всему миру. Ну разве что-то подобное не было бы хорошим пиаром для Минска? Это свидетельствовало бы о том, что здесь хорошие условия и так далее.
Или кто может просчитать здоровье нации? Государство субсидирует медицину, в принципе, в некоторых моментах на сто процентов. А приток детей в хоккей после минского чемпионата мира по хоккею в 2014 году все наблюдали. Конечно, в таком случае дети будут меньше болеть. Такого же эффекта мы можем добиться через легкую атлетику. Не случайно ведь в Гродно много детей занимается метанием молота. Все хотят быть, как Иван Тихон. Нескромно скажу, но в моем родном Новополоцке тоже много метателей молота. Родители знают, что здесь есть школа, есть традиции. Как-то слышал слова: «Хотим, чтоб метал, как Девятовский». Это пример того, почему для нас так важно успешное выступление белорусских спортсменов.
— И все же с чем сопоставимы траты на проведение чемпионата Европы? Например, в лучшие годы бюджет хоккейного «Динамо» приближался к 20 млн долларов. БАТЭ построил стадион за 40 млн евро.
— Сегодня я не могу озвучить цифру. Когда будет контрактный расчет, вернемся к этой теме. Точно знаю, что это недешевое мероприятие. На него большой спрос, как и на Олимпийские игры. Желающие есть. Часто говорят, что на Западе рыночники копейки считают. И если они хотят, то это не просто так… Строить олимпийские объекты, как в Сочи, тратить миллиарды долларов нам не надо. Все у нас есть. Стадион шикарный, гостиницы. Остаются только затраты на организацию.