Органами прокуратуры области в рамках промежуточного контроля проверена эффективность реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в Минской области на 2018 год, мероприятия которой, по сути, являются фундаментом правопорядка и общественной безопасности региона.
Комплексной программой большое внимание уделено организации работы по профилактике преступлений против государства, жизни и здоровья граждан, порядка осуществления экономической деятельности, насилия в семье, рецидивной преступности, распространения алкоголизма и наркомании, безнадзорности несовершеннолетних.
Реализация профилактических мероприятий, в целом, оказала положительное влияние на состояние криминогенной обстановки Минщины. Снизилось общее число тяжких и особо тяжких преступлений (– 9%). Сохранилась динамика сокращения преступлений, совершенных несовершеннолетними (– 10%) и в состоянии алкогольного опьянения (– 2%). Уменьшилось число убийств (– 6%), разбоев (– 20%), краж имущества (– 12%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (– 3%) и против интересов службы (– 16%).
Вместе с тем, результаты прокурорских проверок показали, что в большинстве регионов области мероприятия Комплексной программы не всегда выполнялись своевременно и надлежащим образом, что не позволило в полной мере повысить состояние правопорядка в области.
К примеру, в нарушение п. 38 Комплексной программы в Борисовском районе не проведена должным образом работа по обследованию условий проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Выявлены неединичные случаи, когда отчеты государственных органов о посещении данных граждан по месту жительства не находили своего подтверждения. При этом в отношении пожилых граждан, проживающих на территории Борисовского района, совершено более полусотни преступлений, в том числе 3 убийства.
Одним из наиболее острых для Минской области вопросов в сфере профилактики правонарушений является эффективность работы по социально-трудовой реадаптации ранее судимых лиц.
В нарушение п. 98 Комплексной программы далеко не всеми райисполкомами проведен анализ работы по предоставлению возможности бесплатной профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки лицам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы, с принятием мер по совершенствованию данной деятельности.
В нарушение п. 102 Комплексной программы Березинским, Вилейским, Воложинским, Клецким, Копыльским, Логойским, Любанским, Минским, Молодечненским, Мядельским, Несвижским, Пуховичским, Солигорским, Стародорожским, Столбцовским, Узденским райисполкомами, Жодинским горисполкомом меры по стимулированию нанимателей, предоставляющих рабочие места для лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, не принимались.
При этом в текущем году из учреждений уголовно-исполнительной системы освободились и прибыли для постоянного проживания на территорию области более двух с половиной тысяч человек, из которых было трудоустроено лишь менее трети.
Тем самым Положение «О порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе частичной компенсации затрат по оплате труда таких лиц», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 № 347, райгорисполкомами не выполняется.
Как итог, в истекшем периоде 2018 года из 2 935 ранее судимых лиц, повторно совершивших преступление, 2 069 (70,5%) нигде не работали и не учились. В области зафиксирован рост рецидивной преступности – с 4 045 до 4 103 (+ 1,4%). Удельный вес рецидивной преступности также возрос и является наибольшим в республике (44,5%).
Прокурорские проверки показали, что выявленные нарушения обусловлены формальным планированием работы в сфере предупреждения правонарушений со стороны ряда исполнительных комитетов базового уровня, отсутствием должного анализа социально-экономического положения и состояния преступности, а также низким уровнем ведомственного контроля за эффективным и своевременным выполнением запланированных мероприятий.
По фактам выявленных нарушений при реализации профилактических мероприятий прокурорами внесено в местные исполнительные и распорядительные органы, а также в органы внутренних дел 25 актов надзора. Прокуратурой области внесено представление в облисполком для принятия неотложных мер по исправлению сложившейся ситуации, а также рассмотрения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
Владимир НЕПОКУПНЫЙ, старший помощник прокурора Минской области.