Главные акценты встречи Александра Лукашенко с российскими журналистами – в репортаже СТВ
Новости Беларуси. Главное событие уходящей недели – встреча Президента Беларуси с представителями российского медиасообщества, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Формат не новый – открытые диалоги с прессой Александр Лукашенко проводит регулярно. Предыдущий разговор с представителями российских региональных СМИ состоялся в 2016-ом. Нынешняя встреча – впервые с участием экспертного сообщества.
За четыре часа поговорили о многом: политике, экономике, нравственности, ответственности, смертной казни и даже идеальном будущем. Но в основном – о белорусско-российских отношениях. Что вполне ожидаемо.
Александр Лукашенко вновь заявил: Россия – основной стратегический партнер Беларуси. Независимой Беларуси, для которой суверенитет – это святое. И наша страна – за интеграцию. Это четкая, проверенная временем позиция. Но за интеграцию взаимовыгодную, когда соблюдаются все договоренности и учитываются национальные интересы.
Нерешенные вопросы в белорусско-российских отношениях остаются. И решать их придется, в том числе на высшем уровне, о чем главы государств уже договорились. А вот чего делать не стоит – так это подменять понятия и вестись на фейки, делая сенсацию из ничего.
Лучший способ узнать о стране – это приехать и посмотреть. Что и сделали российские журналисты во время пресс-тура. А потом рассказать об этом зрителям и читателям. Рассказать правду, которую увидели и услышали из первых уст.
Алёна Сырова, корреспондент:
Сотни подобных материалов авторства, прежде всего российских журналистов, увидели свет сразу после откровенного разговора с Президентом нашей страны. Еще столько же сюжетов и заметок о разных сферах жизни Беларуси зрители и читатели увидят чуть позже –российские журналисты готовили циклы специальных репортажей. И дабы представленная ими картина была полной, информация объективной, а острые темы не обрастали догадками Александр Лукашенко, по традиции, лично и что называется «без купюр» ответил на все вопросы, упреждая появление фейковых новостей.
А порождает их недостаток информации. Казалось бы, такого просто не может быть, когда речь идет о соседней стране. В Беларуси ведь транслируют все федеральные каналы, а вот в России белорусская тематика, напротив, в эфире звучит редко. Вот и черпают россияне информацию о нас от интернет- блогеров. Они в погоне за аудиторией, конечно, охотнее расскажут о политических перипетиях, чем, например, об успехе белорусских предприятий или жизни в регионах, а это, оказывается, не менее интересно.
Понимая специфику, еще в начале встречи Александр Лукашенко напомнил журналистам об ответственности за каждое слово, которое услышит или прочитает 700-миллионная аудитория присутствующих СМИ. Некоторые, кстати, в режиме онлайн делились услышанным со своими читателями.
Александр Лукашенко попросил журналистов не раздувать пламя из, например, российско-белорусских споров. Это всего лишь рабочие моменты. Их некорректная трактовка порождает абсурдные умозаключения.
Встреча Александра Лукашенко с российскими журналистами. Все темы в одном материале
Да, действительно, у нас есть задолженность по кредиту, которую мы выплачиваем. В цифрах это 1 миллиард 200 миллионов долларов ежегодно. Кроме того, любители упрекнуть белорусов в нахлебничестве забывают и об уровне промкооперации. Так или иначе она затрагивает 10 миллионов россиян, а вместе с семьями – 40.
Многие из присутствующих таких цифр не знали. Вообще в пресс-туре журналистов ожидали личные открытия. Например, удивило то, насколько близко белорусский МЗКТ к российской военной мощи.
Антон Подковенко, корреспондент телеканала «Россия»:
Многие в России и даже среди моих коллег не знали, что те тягачи, грандиозные машины, которыми мы любуемся каждый год на параде 9 мая, это, оказывается, тягачи белорусского производства.
Казалось бы, мы полностью покрываем запросы Союзного государства в этой сфере, но россияне зачем-то создают аналогичное предприятие, конкурент белорусскому.
Добавим неравные цены на газ для союзников и препятствия для капиталовложений, при том создают их явно не на белорусской стороне. Александр Лукашенко в очередной раз призывает к выполнению фундаментальных договоренностей – тех, на которых и держатся союзы.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Договорились – надо исполнять. Вот и всё. Если нет исполнения – нет союза. Это абсолютно естественное, справедливое ожидание от партнеров, отношения которых, как предполагалось изначально, должны строиться на равных условиях и взаимном доверии.
Еще раз хочу повторить. Когда мы говорим о равных условиях, это не значит всё собрать в кучу и поровну поделить. Нам столько не надо. Мы это не освоим. Нам надо только то, что нам положено, что мы можем заработать собственными руками и мозгами.
А пока мы несем убытки. Вот, например, налоговый маневр, который Россия начала несколько лет назад – мы потеряли уже 3 миллиарда долларов, а до 2025 – и того может быть 10. Просим союзников компенсировать, а нам говорят: «Всё будет, когда будет более глубокая интеграция».
Александр Лукашенко: «Шантажировать нас, пытаться наклонить, стать коленом на грудь бесполезно»
Еще со времен создания Союзного государства повелось, как и в любой семье, разрешать все недомолвки, глядя друг другу в глаза.
Об этом Александр Лукашенко договорился сначала с Борисом Ельциным, а позже и с Владимиром Путиным. Вот и сейчас президент России предложил встречу белорусскому лидеру 25 декабря.
Журналисты в ее преддверии пытаются выудить сенсации.
Вопрос про интеграцию. Вы много об этом говорили. Разговор с этого и начался. Медведев перечислял институциональные вещи: общий суд, общий эмиссионный центр. Хотелось бы от Вас услышать, какое видение у Беларуси, к чему готова Беларусь, когда готова и как здесь это видят.
Александр Лукашенко:
Мы готовы двигаться, как предложил Дмитрий Анатольевич. И он сказал, что валютный союз (может быть это не прозвучало) – это там, вершина, мы еще к этому придем. И вдруг – юрист же – тут же спутал и конституционный суд, и парламент, и прочее.
Как-то непонятно. Поэтому я, пройдя этот путь, предлагая то, что говорю, хочу спросить у своих коллег, у руководителей России: к чему весь этот шум? Почему вдруг какие цели и что Россия в данном случае хотела бы от нас?
Для нас, запомните, святое – это суверенитет. Я уже об этом говорил. Ну и та относительная независимость. Я считаю, что абсолютно независимых государств нет. И мы тоже не настолько независимы, но суверенны. Если нас хотят, как Жириновский ваш предлагал, поделить на области и впихнуть в Россию, этого не будет никогда.
Александр Лукашенко расскажет: в белорусско-российских отношениях кризисные времена были, по меньшей мере, дважды. Тогда от разрыва спасли регионы. Сотрудничество с ними – это и есть крепкая база. Кстати, в зале большинство журналистов именно из регионов России. И, конечно, каждый спросит о своем: например, чеченский журналист поинтересуется, когда Лукашенко приедет в Грозный, а представительница Смоленска спросит, когда же будет подписан союзный шенген.
Президент ответил, что вопреки слухам, проблем с этим не будет, остались технические моменты. Вообще за время беседы Александр Лукашенко развеял не один миф. Вот вам, пожалуйста, плоды сотрудничества.
«Я специально попросила вторую бутылочку»: российских журналистов угостили яблочным соком с историей
Кстати, еще одними плодами – из своего сада Александр Лукашенко поделился с журналистами.
Александр Лукашенко:
У себя на родине, на пустыре, где мы с мамой доили коров, посадил сад. В этом году было столько яблок… Я думаю, а что с ними делать? Притом хорошие яблоки. Думал-думал, потом говорю: «Отправьте на ближайший комбинат, пусть они мне это сделают». Но я же это всё не выпью, сад большой, поэтому с братьями делюсь. Без сахара!
Конечно, такая открытость первого лица страны впечатляет. И сами собой рождаются такие вопросы.
Александр Лукашенко: «Я не тот человек, который лицемерит»
За четыре часа Александр Лукашенко рассказал журналистам довольно много «инсайдов» – информации из кулуаров, о которых вряд ли знали репортеры. Всё для того, чтобы конечная картинка была полной, а фразы не выдергивали из контекста, как это часто без зазрения совести делают даже серьезные СМИ.
Александр Лукашенко:
На злобу дня. В Питере как раз закончилось совещание. Они обязательно меня там за руки схватят, зная, что я, конечно, не пройду мимо микрофона, если человек спрашивает. Я уважаю журналиста (сам когда-то мечтал быть журналистом), отвечаю ему на вопрос.
Я говорю: «Там накал был, лучше вам не слышать, что пришлось друг перед другом извиняться». Что они делают? Они дают то, что я сказал, перепалку эту с Путиным в открытом эфире, а дальше: «А Лукашенко пришлось извиняться перед Путиным за то, что он с ним вступил в разговор». Да господь с вами! Я бы ниже своего достоинства посчитал за это извиняться. Мы извинялись, я перед Николаем извинялся за то, что я на него нападал там по разным причинам. А Путин извинялся перед всеми. Там же такая каша была! Назарбаев начал извиняться. И это действительно было – мы извинялись друг перед другом на этом заседании. Но они же тонко и специально подсунули эту информацию.
Слушайте, я уже вашими методами хорошо владею.
Кстати, местом для большой беседы стал Дворец Независимости, в котором лидеры «Нормандской четверки» подписывали мирное «Минское соглашение». И как тут не заговорить о миротворческой роли Беларуси, на которую, к слову, мы не напрашивались? Просто не можем быть в стороне, когда ссорятся близкие станы.
И речь не только об Украине, в нашем регионе до сих пор не решен нагорно-карабахский конфликт. Вообще в мире ситуация нестабильная, гонка вооружений рискует перерасти в мировой конфликт. Самое время, считает белорусский Президент, отложить амбиции и оружие и просто поговорить.
Президент Беларуси: чтобы мы не бежали в гонку вооружений, нам «Хельсинки-2» нужны
Полтора десятка вопросов от глобальных – защите мира – к защите животных. Но самый философский вопрос прозвучал под занавес беседы.
Каким вы видите идеальное будущее Беларуси? Ответ Президента читайте здесь
Вот так однозначно, чтобы не было поводов для разночтений, Александр Лукашенко говорит о самом главном, тем самым подталкивает к размышлениям. Ведь то, как сказанное в Минске услышат в России, теперь зависит от этих людей.
Когда эмоции улеглись, а белорусско-российская беседа разобрана на цитаты, время проанализировать сказанное и определить самое ценное, а оно у нас общее на две страны.