Эксперт: Госмашина - достаточно эффективный механизм, его можно сравнить с электромясорубкой
07.12.2018 07:38
—
Разное
В последнее время отношение белорусских властей к бизнесу радикально изменилось. Если в 90-х Лукашенко называл бизнес «вшивыми блохами» и обещал «пожать руку последнему предпринимателю», то сейчас «не глядя» подписывает декреты о цифровой экономике и развитии предпринимательства. Совмин принимает стратегии развития малого и среднего бизнеса, объявляя бизнес главным драйвером роста экономики. Согласно планам правительства к 2030 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны должна увеличится почти в два раза и достигнуть 50%. Однако при нынешнем уровне государственно – частного диалога этим планам вряд ли суждено будет сбыться.
Коммуникационная недостаточность
— Процессу диалога между властью и бизнесом в Беларуси уже почти 10 лет. Именно столько лет назад, 30 декабря, меня позвали в первую рабочую группу. Однако за это время реально очень мало чего было сделано, — рассказал на панельной дискуссии «Как сделать Беларусь страной успешного предпринимательства?» управляющий партнер коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз» Роман Костицин.
С тех пор было создано множество рабочих групп, принято огромное количество решений, постановлений и других нормативно-правовых актов, которые в теории должны были улучшить условия ведения бизнеса, облегчить ведение документооборота, но на практике они оказались лишь набором благих пожеланий.
— У наших властей есть привычка принимать не прямые документы. В результате, какие-то правильные вещи на бумаге принимаются, но на практике не реализовываются, — говорит независимый эксперт Леонид Фридкин.
Так, например, декрет №7 отменил предъявляемое к субъектам хозяйствования требование использовать печать. Но в должностных инструкциях работников большинства организаций требование о печати в документах осталось, и ни один кладовщик никому не отдаст товар без соответствующей печати в накладных. В результате все продолжают работать по-старому.
То же самое может произойти и с нынешней стратегией развития предпринимательства, считают эксперты. Пока будет приниматься дорожная карта, разрабатываться соответствующие нормативно-правовые документы может пройти еще десятилетие и меры, прописанные в стратегии, просто устареют.
Однако при всех издержках процесса осознание властями важности роли предпринимателей налицо, уверены эксперты.
— Декреты №7 и №8 и то, как они принимались, говорит об огромной заинтересованности власти в развитии бизнеса. Однако сам бизнес часто не готов к диалогу. В бизнесе огромное количество людей, которые не способны грамотно составить обращение в госорганы. Просто фатальная коммуникационная безграмотность и недостаточность (по аналогии с медициной), — рассказывает Роман Костицын.
Предприниматели просят снизить налоги, процентные ставки, изменить какие-то нормы и положения, отменить те же печати. Однако при этом не предоставляют экспертную оценку того, как это сделать и к чему это приведет.
— Когда бизнес предлагает, например, снизить налоги — у властей возникает сомнение, действительно ли это приведет к развитию бизнеса и увеличению налоговых поступлений или это выгодно только этому конкретному бизнесмену, — рассказывает председатель Минского столичного союза предпринимателей Николай Ладутько.
В результате решения принимаются на основании собственных впечатлений чиновников, личностных отношений между некоторыми бизнесменами и властями, а их реализация часто не представляется возможной.
Институционализация всей страны
Чтобы выйти из этого замкнутого круга, по мнению экспертов, нужно сделать две вещи.
Во-первых, бизнес должен активнее объединяться в бизнес-союзы и участвовать в их деятельности. Сейчас вся работа держится на энтузиазме нескольких человек. Всего же в бизнес-союзах состоят только 5-10% предпринимателей. Этого количества не достаточно для выработки серьезной экспертной оценки.
Во-вторых, необходимо продолжать процесс усиления институтов.
— Белорусы ментально другие, чем, скажем, россияне или украинцы. Мы более законопослушны и склонны к институтам. Под институтом понимается какое-то правило, которое принимается и выполняется всеми, — объясняет Роман Костицын.
Таким, например, является недавно принятый закон об обращении граждан и юридических лиц. Он предписывает госорганам обязательно отвечать на эти обращения, прописывает режим этого ответа, сроки и наказание за неисполнение. В результате система работает без нареканий.
— Госмашина — достаточно эффективный механизм, его можно сравнить с электромясорубкой — она сама все сделает так, как надо вопрос только в том, что мы туда положим и как это сделаем. Коммуникация — это точка входа, если она точно не обозначена, если можно ответить на обращение, а можно не ответить, если можно включить бизнес в ОКС, а можно и не включить — то ничего хорошего на выходе не получится. Если же все институционализируется, таких проблем не будет, — резюмирует эксперт.