Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории

Источник материала:  
07.12.2018 08:59 — Разное


Фото: Издательский центр БГУ
В учебнике по русской литературе восстание Калиновского называется "Польским восстанием". Это колониальный термин из российской историографии. Белорусы возмутились, ведь для нас это значимое историческое событие, а Кастусь Калиновский — национальный герой. Еврорадио решило проверить, как в учебниках освещают другие важные моменты белорусской истории.


Восстание Кастуся Калиновского

В изданном в этом году учебнике по истории для 8-го класса соответствующий раздел называется "Восстание 1863-1864", раньше была формулировка "Восстание 1863-1864 годов в Польше, Литве и Беларуси". Восстание подробно освещается на шести страницах, рассказывается об идеях повстанцев, причинах их поражения и результатах восстания. Образ Калиновского показан через его публицистическую деятельность и общественно-политические взгляды, он предстаёт как белорусский национальный герой.

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Провозглашение БНР

А вот что пишут о провозглашении БНР в учебнике по истории за 10-й класс. О первой в современной истории попытке создать белорусское государство рассказывают в разрезе "хорошо, но неполноценно".

Составители считают, что "в полном смысле Белорусская Народная Республика (БНР) государством не являлась". О создании БНР нужно говорить, "как о попытке создания белорусской национальной государственности на буржуазной основе. Не следует ни преувеличивать значение провозглашения БНР, как это делается в некоторых современных публикациях, ни замалчивать факт провозглашения БНР, как это делалось в советской научной и учебной литературе. Рада БНР пыталась реализовать независимость государства при помощи внешних сил, обращаясь за помощью к кайзеру, что было ошибкой".

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Постоянно подчёркивается беспринципность властей БНР, готовых пойти на договорённости с кем угодно, лишь бы удержать власть. Ученикам предлагают обсудить, было ли оправданным "сотрудничество некоторых деятелей БНР с польским правительством по вопросу создания независимого белорусского государства".

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Белорусизация

Белорусизация была попыткой запустить механизмы формирования белорусской культуры и нации, вывести белорусов на руководящие должности и сделать белорусский язык полноценным языком национальной культуры.

Составители учебника за 10-й класс всесторонне рассказывают о процессах белорусизации, не скрывая того, что были противоречия между позициями руководства СССР и Белорусской ССР.

В Беларуси рассматривали это мероприятие "как средство развития белорусского языка и культуры, завершения процесса формирования белорусской нации, повышения роли коренной национальности в общественно-политической жизни республики". В России считали, что белорусизация — "националистическое проявление, центробежная тенденция и отказ от строительства социализма и реставрация капитализма".

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Индустриализация

Индустриализация показывается исключительно с положительных сторон. В результатах индустриализации — ни одного отрицательного момента.

Тот факт, что мощностей и резервов для быстрой индустриализации в СССР не было, хоть и приводится, но не получает более широкого толкования. Например, что именно для индустриализации понадобились концлагеря с их бесплатным трудом, что большую часть БАМа строили узники концлагерей, то же с Беломорканалом.

Также обходят то, что в первую очередь развивали тяжёлую промышленность — выпускали машины для выпуска других машин. А лёгкая промышленность, выпускавшая товары для людей, была в довольно запущенном состоянии.

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Коллективизация

Коллективизация изображается как позитивное действие, которое позволило сельскому хозяйству развиваться в мировых тенденциях. И хотя авторы говорят о том, что часть населения не поддерживала эти действия, к 1939 году более 90% крестьянских хозяйств были в колхозах.

Почти не рассказывается о сопротивлении населения относительно принудительной коллективизации, а также умалчивается уничтожение хуторов и других видов хозяйств.

Составители учебника предлагают не оценивать негативно коллективизацию и думать о хорошем:

"В современной исторической литературе нередко негативно оценивается коллективизация сельского хозяйства. Но нельзя отрицать и замалчивать то, что коллективизация обеспечивала перекачивание части средств сельского хозяйства в промышленность и высокие темпы индустриализации страны. Механизация сельскохозяйственных работ освободила десятки тысяч рабочих рук, которые использовались в процессе индустриализации. Она позволила стабилизировать положение в аграрном секторе экономики, повысить производительность труда, увеличить производство".

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Политические репрессии

Советские репрессии в 20-30-х годах ХХ века — одна из самых кровавых и печальных страниц современной белорусской истории. В учебнике по истории для 10-го класса составители не обходят стороной эту тему.

На вопрос о том, почему произошли репрессии, они не дают однозначного ответа, предлагая познакомиться с рядом соображений.

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Составители признают, что во время репрессий "многие дела были сфальсифицированы, вина осуждённых не была доказана. Нередко следствие сопровождалось издевательствами и пытками, когда арестованных заставляли признаваться в преступлениях, которых они не совершали. Законность грубо нарушалась".

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


В учебнике рассказывают, что после репрессий в Беларуси было реабилитировано около 160 тысяч человек, однако авторы не называют примерных цифр, сколько белорусов стали жертвами репрессий. При этом они пишут, что цифры о "десятках миллионов жертв политических репрессий в СССР, о которых рассказывается в публикациях последних десятилетий, не что иное, как миф, запущенный в общественное сознание для дискредитации социалистической системы".

Нигде не упоминаются те же Куропаты и вообще места почитания памяти погибших во время репрессий. Имена убитых почти не упоминаются. Нет ни слова о том, что архивы до сих пор закрыты. Есть исторический факт, но нет истории.


Коллаборационисты

Ну, здесь всё просто для составителей учебника. Нацистские прихвостни. Предатели и гитлеровские пособники. И символы у них "исторический герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг, приветствовали друг друга кличем "Жыве Беларусь!" с выбросом по-фашистски руки вперёд".

Никакой попытки осветить проблему белорусских националистов и их движений во время второй мировой войны не делается. Всё подается через привычную призму советской историографии.

Как школьные учебники рассказывают о значительных событиях в белорусской истории


Белорусские учебники по истории почти не работают на создание белорусской идентичности. История ХХ века подана сухо, через факты, с множеством оговорок. В учебниках нет ярких героев, исторические персонажи показаны отрывочно, неполно. Из приведённых фактов невозможно понять, зачем все эти люди пытались создать независимую Беларусь.

Часть исторических событий подана исключительно положительно, не указана противоречивость того времени. О важных исторических событиях, таких как репрессии в отношении белорусов, индустриализация, коллективизация, рассказывается нейтрально или положительно.

←Забыть про Rapid: в Израиле представлен новый хетчбэк Skoda Scala

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика