Жизнь после доллара
Западные журналисты спросили недавно Путина, почему Россия уходит от доллара? И президент России с многозначительной улыбкой им ответил: «Это не мы уходим от доллара – это доллар уходит от нас!»
Намек понятен: американское руководство за последние годы сделало все возможное, чтобы подорвать доверие к собственной валюте – оно своими руками пилит «зелено-бумажный» сук, на котором сидит! Расслышав нарастающий треск, глобализированная мировая экономика предпочитает теперь отбежать в сторону, ожидая громкого падения.
Вот очередное тому подтверждение. Еврокомиссия разработала пакет мер по расширению использования евро в таких стратегических сферах экономики, как закупки энергоносителей и сырья. Главная цель Брюсселя — ослабить роль американской валюты в энергетическом секторе, в частности, в операциях с Ираном, находящимся под санкциями Вашингтона.
Ну, кто просил Трампа выходить из сделки по Ирану, в которой крайне заинтересованы, прежде всего, европейские производители, то есть его же союзники-конкуренты? Наоборот, все просили его не выходить, но он проявил упрямство. А о том не подумал, что сокращая мировую торговлю нефтью и газом на иранскую долю, он сокращает… потребность в долларе! Ведь почти все нефтяные сделки пока осуществлялись и осуществляются в «баксах». Следовательно, те, кто хочет, невзирая на американские санкции, торговать с Тегераном, должны перевести эту торговлю из доллара, например, в евро. Что и намерена теперь сделать Еврокомиссия!
Мало того, сегодня любые транзакции в долларах или осуществляемые через американский банк автоматически ставят торговых партнеров под дамоклов меч американского законодательства. Когда Вашингтон вводит санкции, участникам рынка приходится выбирать: прекратить деловые отношения с попавшим под санкции государством или оказаться выброшенными из мировой финансовой системы, построенной на долларе. И возникает логичный вопрос: а не поменять ли саму финансовую систему?
Пока американцы заботились о поддержании хороших отношений с традиционными союзниками, эта система работала вполне эффективно. Однако тотальные торговые войны, развязанные Дональдом Трампом, кардинально изменили ситуацию. «Соединенные Штаты ведут сейчас экономическую войну против десятой части стран мира с общим населением около двух миллиардов человек и общим объемом ВВП свыше 15 триллионов долларов, – отмечает исполнительный директор Института анализа глобальной безопасности Гэл Лафт. – Кроме того, тысячи граждан разных государств включены в озвученный американским Минфином черный список и им отказано в праве пользоваться глобальной финансовой системой, управляемой из США».
Ну и зачем тогда эта система, если она не помогает, а препятствует бизнесу? И кто захочет с этим мириться добровольно?
Добровольно никто и не мирился – американцы всех заставляли это делать, но сил у США сегодня уже не столько, сколько было хотя бы десять лет назад. Стремление Вашингтона бороться со всеми несогласными собрало вполне критическую массу недовольных, необходимую для создания параллельной финансовой системы, недоступной для длинных рук США. Проще говоря, руки у янки стали коротки…
Пример дедолларизации показывает Россия – это верно, но ее пример заразителен не потому, что он российский, а потому что он единственно верный. Теперь ему последовала и Еврокомиссия, еще раньше – Китай. Пекин успешно использует свою инициативу «Один пояс — один путь» в качестве инструмента привлечения стран к расчетам в юанях, а не в долларах. От долларов в пользу юаня отказались Пакистан и Иран. Помимо того, Иран и Ирак договорились о взаимной торговле в национальных валютах.
Теперь из лагеря «зеленых» дезертирует и Евросоюз. «Дезертирует» – потому что он сам попал когда-то в этот лагерь, по собственной воле. А затем лишился всякой воли, и вот теперь, чтобы вернуть ее, делает ставку на собственный евро. В общем, ЕС твердо намерен перейти к евро в расчетах за энергоносители и сырьевые товары. Об этом сообщила Financial Times со ссылкой на проект документа Еврокомиссии, который будет представлен на рассмотрение лидеров ЕС на предстоящем в декабре саммите. Сейчас более 80 процентов импортируемых Евросоюзом энергоресурсов оплачиваются в долларах, и страны-члены ЕС, в соответствии с проектом документа, должны гарантировать, что контракты, заключенные «в рамках межгосударственных энергетических соглашений», впредь будут номинированы только в евро.
Содействие увеличению глобального использования евро отражает «политический, экономический и финансовый вес европейского блока» в более многополярном мире, указывается в проекте документа. Европейские эксперты прямо говорят, что это «повысит экономический суверенитет союза с учетом политики, проводимой президентом США Дональдом Трампом».
Что ж, виновный назван, методы его наказания определены, но наказать его будет очень сложно. В том смысле, что крах американской экономики приведет к серьезному мировому кризису. Но порой без кризиса не бывает выздоровления, и мировые игроки уже готовятся к такому сценарию – чтобы пройти его безболезненно, а затем выйти на позитивные перспективы.
На случай финансовых катаклизмов центробанки и крупные инвесторы запасаются золотом. Один из ведущих американских финансистов, основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates миллиардер Рэй Далио указывает на золото как на один из самых надежных инструментов хеджирования валютных и политических рисков. И тому есть разумное объяснение: если долларовая система обрушится под грузом колоссального госдолга США, золото однозначно не обесценится. Сохраняя функцию платежного средства в мировой торговле, этот актив снижает зависимость от любой валюты.
«Я уверен, что глобальная перезагрузка случится тогда, когда правительствам мира нужно будет избавиться от долгов и они привяжут все к цене золота. Вот почему страны вроде России и Китая накапливают золото — они знают, что может произойти через несколько лет», – соглашается Кит Ньюмейер, председатель совета директоров First Mining Gold.
Так что можно не сомневаться в том, что после доллара нас всех ждет золотой ренессанс – во всем блеске и этого слова, и этого металла!