Белорусское кино не может заработать в своей стране
28.11.2018 15:30
—
Разное
Фото: Инна Северин. Фото: TUT.BY
Чтобы заработать деньги на свой второй фильм, молодая белорусская режиссер Влада Сенькова раздавала открытки прохожим на улицах европейских городов. Но таким путем заработать не удалось.
«Мы начали с двух евро, потом перешли на 50 центов, а затем давали по-разному. Иногда 2, иногда 5, иногда просто брали открытку. По-разному было. Но этих денег нам не хватило даже на дорогу домой», — рассказывает Влада.
Свой первый фильм девушка сняла на собственные деньги, краудфандинг понадобился только на озвучивание. Фильм оправдал ожидания — «Граф в апельсинах» получил хорошие отзывы на Московском кинофестивале. Денег это не принесло, но кинотусовка восприняла новичка всерьез.
Сейчас Влада снимает новый полнометражный фильм «Прожектеры» — о молодежи, которая пробует себя в различном бизнесе. На фильм и его раскрутку требуется около ста тысяч долларов. Продюсер Виктор Лобкович обеспечил треть суммы, остальное создатели фильма пытаются найти через белорусский бизнес, предлагая нативную рекламу.
Пока процесс идет очень тяжело. На государственное финансирование Влада претендовать не может даже теоретически, так как училась не в государственной Академии искусств, а в частной киношколе. Самый распространенный вариант — мировой копродакшн, то есть совместное производство.
Но для того, чтобы получить иностранные деньги и зрителей, проекту требуется первый взнос. Чтобы получить на него деньги даже в кредит под разумный процент, создателям фильма очень нужен специальный фонд кино — что-то вроде банка с государственными деньгами, которые выдаются только на кинопроизводство. В таком совместном производстве снимался, например, фильм «Кристалл», номинированный на премию «Оскар» от Беларуси.
«Кристалл» снят за 400 тысяч долларов, а собрал в белорусском прокате всего 25 тысяч. Фильм «Гараш» Андрея Курейчика собрал почти столько же — около 20 тысяч, но фильм сделали всего за 5 тысяч долларов. «Следы на воде» «Беларусьфильма» с бюджетом в 1 миллион долларов и всем административным ресурсом по приблизительным подсчетам собрали в прокате не более 90 тысяч. Очевидно, что в нашем прокате может окупиться только очень дешевое кино.
«Кино, прежде всего, — это интересно. А вот с точки зрения заработка… Хотите хорошо зарабатывать — идите в банк. Сидите круглые сутки, делайте карьеру», — считает продюсер Леонид Калитеня.
Но создатели психологического триллера «Внутри себя» говорят, что снимали коммерческое кино, и у них есть цель на нем заработать. Частные компании вложили около ста тысяч долларов, и столько же ушло на продвижение. Фильм будет идти до начала декабря в кинотеатрах, но не во всех.
Белорусскому прокату более интересны американские блокбастеры и российские комедии, на них удается хорошо заработать. Поэтому продюсеры «Внутри себя» уже продали фильм на украинский рынок, где он будет идти ближайшие два года. Но и этого недостаточно, чтобы получить прибыль.
Кинопроизводство — долгий процесс, и, вложив деньги сегодня, вернуть их можно, вероятно, года через три. В последнее время желающих делать независимое и современное кино в Беларуси стало больше. От государства эти люди ожидают если не поддержки, то хотя бы отсутствия препятствий. От киноиндустрии же требуются прозрачные и понятные правила игры.