Нерешенный вопрос – всегда главный. Но его можно решить!
В Минске прошла очень важная встреча: Александр Лукашенко принял министра иностранных дел России. Сергей Лавров прибыл на нее сразу же после традиционной совместной коллегии двух министерств иностранных дел, – белорусского и российского, – и рассказал об ее итогах. «У нас вроде бы и неплохие отношения складываются в целом с Российской Федерацией, даже очень хорошие. Факт, что лучше, чем с другими государствами. Но один главный вопрос, который нам надо решить и о котором мы и с вами, и наши МИДы (еще со времен Бориса Ельцина) говорили, – равные условия для работы людей, субъектов хозяйствования в нашем общем Отечестве. Я так это называю. Иначе, наверное, и не назовешь», – сказал Лукашенко.
Что ж, общее Отечество обязывает. Перед этим понятием должны отступать и протекционизм, и излишний прагматизм, а во главу угла должны выдвигаться понятия «союз», «дружба», «братство» и «общие выгоды». Кстати, последние не отменяют выгоды, а совсем наоборот. Ведь конечным выгодополучателем от Союзного строительства должен стать простой человек, белорус и россиянин.
Александр Лукашенко считает, что в белорусско-российских отношениях необходимо окончательно решить главный вопрос – создать равные условия для работы граждан и субъектов хозяйствования. «Если есть такая разница в работе субъектов хозяйствования в нарушение наших договоров, которые существуют, это плохо. Надо решить этот основной вопрос, и я думаю, у нас никогда не будет претензий к России, а у России к нам», – подчеркнул Президент Беларуси.
«Мы считаем, что надо полностью выполнять имеющиеся договоренности как в отношении хозяйствующих субъектов, так и граждан, – заявил Сергей Лавров. – У нас многие вещи уже решены, но по отдельным вопросам предстоит работа. И мы будем всячески способствовать тому, чтобы соответствующие структуры двух стран находили договоренности».
Таким образом, на лицо полное взаимопонимание. Что ж, дело теперь за… делом. В прямом смысле, за деловыми людьми. Высшее политическое руководство обеих стран, – а Лавров четко транслирует позицию и российского лидера Владимира Путина, – проявляет решимость и готовность развязать главный, как говорят, вопрос. И этого должно быть достаточно, чтобы президентские вертикали, – и российская, и белорусская, – отреагировали соответствующим образом.
Новый пример тому – близящаяся развязка так называемой «проблемы» с взаимным признанием виз для въезжающих иностранцев, или, каких еще называют, единых виз. Лавров рассказал белорусскому лидеру, что стороны уже завершают работу над белорусско-российским соглашением о взаимном признании виз. «Очередной вехой для выхода уже на окончательные договоренности будет, по-моему, конец ноября – начало декабря, когда эксперты должны в очередной раз уже в рамках совместной рабочей группы по вопросам миграции провести обзор остающихся вопросов. По-моему, остались технические вопросы», – заверил Лавров.
По его словам, планируется подготовить проект к подписанию до 13 декабря, когда пройдет союзный Совет министров. Он считает, что соглашение «должно снять все озабоченности с обеих сторон».
Полную согласованность демонстрируют наши министерства иностранных дел и в более масштабных вопросах. На их совместной коллегии рассматривались не только экономические аспекты, но и проблемы глобальной политики, а также безопасности. И здесь у нас отмечается полное взаимопонимание. По окончании совместной коллегии министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказал мнение, что нынче в мире не осознают угрозы большого военного конфликта. А она становится все более реальной! Он отметил принципиальное совпадение подходов двух стран по вопросам разоружения, нераспространения и контроля над вооружениями.
Макей обратил внимание на наращивание военного потенциала в Европе. По его словам, больше разговоров о собственных интересах и взаимных претензиях, чем шагов по изменению ситуации. «Продолжается разрушение основополагающих договоренностей в сфере международной безопасности», — резюмировал белорусский министр.
«В Беларуси есть ощущение, что по-настоящему осознания реальности нарастающей угрозы большого военного конфликта в мире не произошло», – сказал Макей. Он также заявил, что Беларусь последовательно поддерживает Россию на международных площадках. Макей напомнил, что наша страна поддержала РФ по вопросу наделения Организации по запрещению химического оружия полномочиями по установлению ответственности за применение химоружия. Также была поддержана позиция России по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Чем опасен выход США из этого договора, в том числе и для Беларуси? Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности еще в 80-х годах избавил, наконец, Европу от страха перед молниеносным ядерным ударом. Ликвидация американских ракет «Першинг-2» и советских «Пионеров» стала разрядкой в холодной войне. Сегодня США готовятся к выходу из ДРСМД, и, значит, «холод» возвращается. Но если бы только это – возвращается и гонка вооружений и угроза ядерной войны в Европе! А мы находимся в центре этого континента…
Напомним, в октябре президент США Дональд Трамп заявил о выходе из ДРСМД. Этот договор, подписанный СССР и США в 1987 году, запрещает сторонам иметь баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. Разрыв этого соглашения ломает всю систему ядерной и ракетной безопасности и неизбежно повлечет ответные действия со стороны России. А, значит, и ее союзников.
Дело в том, что выходом из ДРСМД американцы фактически развязывают себе руки на создание и размещение ракет малой и средней дальности, в том числе, и в Европе. Опасность таких ракет заключается в критически малом подлетном времени, – ракета летит до цели всего 6-10 минут, что позволяет наносить друг другу мгновенные обезоруживающие ядерные удары. И создает соблазн выиграть Третью мировую войну «малой кровью». Для американцев, кончено же, это будет чужая кровь – сами они надеются отсидеться за океаном.
Глупость, конечно, но для нее нужно искать адекватные ответы, в том числе и совместные – живем-то мы на одной планете. И жить собираемся далее. Причем в достатке и интеграционном взаимодействии…