Александр Бухвостов: «Мельчает рабочий класс»
19.10.2018 15:07
—
Разное
В начале октября независимые профсоюзы планировали провести масштабную уличную акцию, посвященную Всемирному дню борьбы за достойный труд. Но акцию не разрешили.
Почему профсоюзы не стали отстаивать свое право на протест?
Об этом «Белорусский партизан» поговорил с председателем Свободного профсоюза металлистов Александром Бухвостовым.
-- Александр Иванович, объясните, почему акция не состоялась?
-- Не дали добро чиновники. Дело в том, что мы заявили шествие в Минске, а также ряд пикетов в областных городах. И отовсюду пришел отказ.
-- Причины?
-- Разные. Чиновники сказали, что мы не заключили договор на обслуживание с жилищно-коммунальными службами, «скорой помощью» и милицией. Хотя когда обратились в эти службы, нам сказали: раз нет решения горисполкома по поводу акции, мы не сможем заключить договор. Получается замкнутый круг.
-- Почему профсоюзы так равнодушно отреагировали на отказ?
-- Мы на своем сайте давали информацию об отказе. А то, что новость не стала громкой… Наверное, не всем интересно, чем живут профсоюзы. Больше политика волнует, скандалы в оппозиции и прочее…
Но мы в ближайшее время планируем повторить заявку на акцию. С датой пока определяемся. Скорее всего, это будет ноябрь. Пока нужно провести ряд внутренних мероприятий.
-- Независимые профсоюзы давно не проводили акций. Хотя вроде бы и поводы есть: меняется трудовое законодательство, бензин дорожает чуть ли не каждую неделю, цены растут, а зарплаты стоят на месте.
-- У нас не все хотят идти на обострение отношений с властью. А выводить людей на несанкционированные акции… Понимаете, на такие акции нужно идти уверенным, что тебя массово поддержат. А когда выходит лишь несколько десятков человек – мы это уже проходили.
-- А может, все дело в том, что профсоюзы сегодня не имеют массовой поддержки?
-- Дело в том, что профсоюзы разные. Например, Федерация профсоюзов Беларуси сейчас фактически монополизировала все трудовые отношения на предприятиях и вытесняет оттуда независимые профсоюзы. Есть независимые профсоюзы, которые имеют небольшие организации на предприятиях, но от них тоже немного зависит…
Мы сейчас пытаемся противостоять внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс. Председатель ФПБ заявил: мол, мы добились, что теперь только на членов профсоюза будет распространяться коллективный договор. Но дело в том, что под ывают коллективные договора те организации, которые имеют регистрацию. У нас на предприятиях почти все организации лишены регистрации. Раньше не члены профсоюза могли написать заявление о том, чтобы и на них также распространялся коллективный договор. А теперь, выходит, их вынуждают вступать в официальный профсоюз. Значит, независимые профсоюзы терпят поражение в борьбе за рабочих. Вполне естественно, что люди пойдут туда, где есть возможность получить какие-то бонусы, льготы, прибавки.
-- Так а остались еще те, кто легально поддерживает независимые профсоюзы?
-- К нашим рядам примыкают те, кто точно знает, что ему не по пути с административным беспределом, нынешним режимом и жесткой контрактной системой, которая действует на предприятиях.
-- Много таких?
-- В нашем Свободном профсоюзе металлистов более 700 человек.
В РЭПе – около 2500 тысяч.
В Свободном профсоюзе – примерно столько же, сколько и у нас.
В Белорусский независимый профсоюз входит больше 600 тысяч человек.
Поэтому всего около 10 000 человек в независимых профсоюзах наберется.
-- Ну это сила!
-- Не все так просто… Например, есть профсоюзы, которые включены в систему: они участвуют в коллективных переговорах. Например, белорусский независимый профсоюз принимает участие в переговорах по тарифному соглашению, независимый профсоюз калийного комбината участвует в переговорах по коллективному договору и подписывает его. А мы живем в других условиях. Наши люди выброшены из системы переговоров. Для профсоюзов это очень важный момент – через переговоры и коммуницирование решается много вопросов.
-- Одно время на МАЗе председателя независимых профсоюзов гендиректор приглашал почти на все совещания. И прислушивался к его словам.
-- Степан Павлович продолжает возглавлять профсоюз, но на предприятие его уже не пускают. Поэтому в таких случаях наша работа начинается, когда люди выходят за территорию завода.
-- А это уже совершенно другая эффективность работы...
-- На предприятиях сейчас установлен такой жесткий контроль за передвижением рабочих! Например, для того, чтобы уйти со своего рабочего места и пойти в другой цех, вы должны получить разрешение мастера. Иначе – санкции.
Поэтому когда мы просим наших людей подойти в другие цеха и распространить какую-то информацию, слышим в ответ: это пресекается штрафами, лишением премий. А сейчас по 5-му декрету президента премии можно лишить чуть ли не на год! Раньше такого не было, были комиссии по трудовым спорам… Одним словом, положение рабочих ухудшилось.
89, 6 процентов рабочих сегодня работают по контракту. Как правило, контракты заключают на год-два. И каждый думает, перезаключат с ним контракт или нет. Поэтому люди чувствуют себя напряженно, у них нет гарантий сохранения рабочего места на длительный срок.
-- Почему рабочие не протестуют против такого рабства?
-- Мельчает, конечно, рабочий класс. Ухудшается кадровый состав. Молодые люди, которые приходят работать на завод, как правило, надолго не задерживаются -- пару лет отработали и ушли туда, где зарплата выше. Много причин, почему такое происходит…
Боятся потерять рабочее место. Особенно если оно более-менее устраивает. Например, на более-менее крупных предприятиях сегодня подросли зарплаты – 1200-1300 рублей, и загруженность не такая высокая, когда конвейер работал в три смены.
-- Мне кажется, сейчас не так много молодых людей поддерживает нынешнюю власть. Поэтому не исключено, что новые лидеры протестов на заводах все же появятся.
-- В советские времена также были те, кто критически относился к руководству. Но одно дело – отношение, и другое – фаза борьбы…
Недовольство, конечно, накапливается. И рано или поздно оно выплеснется. В таких случаях лидеры, которые могут зажечь людей и повести их за собой, возникают сами по себе – их даже искать не надо…