Удар по рекламе: в Беларуси запрещено любое платное продвижение алкоголя
08.10.2018 07:35
—
Разное
Вне закона оказалась оплата за любые действия, которые могут быть расценены как услуги, направленные на повышение покупательского спроса на алкоголь, включая изучение такого спроса и проведение маркетинговых исследований.
Более того, под запрет попала даже оплата за подготовку информации о таких исследованиях. Платить нельзя даже за работу над отчетностью, содержащей информацию об алкогольных напитках!
Все эти запреты были введены «незаметным» постановлением Совмина от 28.09.2018 № 704 – небольшим документом, состоящим из трех пунктов и нескольких абзацев. При этом большинство специалистов, которые комментировали этот акт, основное внимание уделили запрету выплаты производителями алкоголя или оптовиками премий и бонусов, а также иных «скрытых» вознаграждений за продвижение алкогольных напитков непосредственно тем, кто его продает, то есть рознице.
А между тем в документе говорится и о запрете оплаты этими лицами рекламы как самих алкогольных напитков, так и соответствующих торговых знаков (способ, которым в последние годы «алкогольные генералы» активно пытались обойти действующие ограничения), и о недопустимости выплаты вознаграждений за любые услуги, целью которых является повышение покупательского спроса на алкоголь, включая и указанные выше.
Но и это еще не все: в постановлении № 704 говорится еще и о запрете выплаты вознаграждений за «иные подобные услуги». Что соответствующие контролирующие органы будут под ними понимать, остается неясным, но мы знаем, как «расширительно» иногда трактуются у нас не совсем четкие нормы законодательства.
Справедливости ради отметим, что действие постановления № 704 распространяется не на весь алкоголь, а только на те алкогольными напитками, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. Хотя из-под ценового регулирования государства в данной сфере у нас мало что ускользает, даже оригинальные виды самогонки, которую разрешено производить в некоторых сельских «центрах отдыха» (конечно, исключительно в этнографических целях), не избежали этой участи. Исключение составляют разве что дорогие импортные напитки, которые ввозятся в страну маленькими партиями, предназначены для ценителей и реализуются в считанных объектах торговли.