Место помогает женщинам, но недолго: чем женский бизнес отличается от мужского
Что такое женский подход в бизнесе? Действительно ли он отличается от мужского? И если да, то чем. Задавшись этими вопросами, Татьяна Акимова решила узнать это на реальных примерах. Она собрала 40 историй бизнес-леди из разных стран и на их основе написала книгу — «Sister to sister. Вдохновляющие женские бизнес-истории». И вот какие выводы получились.
— О женском подходе к бизнесу на постсоветском пространстве мы знаем совсем мало. Но женщины хотят создавать любимое дело здесь и сейчас, поэтому история Коко Шанель им не подходит. И я задумалась: а как делают наши? С чего начинают, чем руководствуются и как остаются на плаву? Я решила написать об этом — так появилась книга «Sister to sister. Вдохновляющие женские бизнес-истории».
За 7 месяцев я собрала более 40 историй. Их героями стали женщины из 4-х стран: России, Украины, Беларуси и Казахстана. На одно интервью иногда уходило более 4 часов.
Оказалось, что одни открыли бизнес, потому что оказались с ребенком на руках. Другие — во имя большой идеи. Третьи — потому что наконец-то хотели быть свободными от правил и графиков, иметь возможность видеть, как растут их дети.
Но главный вывод, который я сделала после того, как закончила работу над книгой, — женский бизнес точно отличается от мужского и очень часто создается и развивается во имя семьи.
Попробую показать это на примерах из собранных мною историй.
Женский подход к старту бизнеса
Вот как о старте бизнеса рассказывает Инна Апенко, основатель бренда детской одежды Mimioriki в Казахстане, рассказывает о старте бизнеса: «Первоначально стоит сделать примитивную, приближенную финансовую модель, чтобы оценить и сопоставить свои амбиции и цели с реальным миром. Часто бывает, когда типичная рекомендация составить бизнес-план убивает до 90% стартапов и желание что-то начинать делать в принципе.
Скажу прямо: не составляйте бизнес-план, а просто в своем блокноте посчитайте — вот моя цель и вот моя хотелка.
Попытка „осметить“, даже без детализированных цифр, расставляет все точки над „и“. Достаточно 5 минут. Иногда получается, что цели-то и задачи совершенно другие.
Очень важный шаг — сопоставить цели и амбиции не только со своими физическими возможностями, но и с показателями той страны, в которой находишься, с ее финансовыми ресурсами и т.д.».
Месть как мотиватор
Мария Кошкина, производитель эко-шуб, считает: «Если с тобой поступили плохо, ты можешь сделать это движущей силой своего развития. Но это не должно быть единственным „двигателем“.
По сути, путь мести, обиды и оскорблений может дать тебе какую-то энергию и силы, но важнее слова-мотиваторы: «Я смогу показать высший пилотаж и доказать всем свою состоятельность!».
Но это не долгосрочно.
Должен быть еще стимул, идея. Зачем ты это делаешь? Например, я хочу показать себе и людям, что могу повторить свой успех — сшить такие же теплые и красивые изделия, уменьшив их стоимость.
Для меня очень важно дать альтернативу ценителям меха и не губить животных — в этом сердцевина моего бизнеса. И это не имеет ничего общего с местью».
Про необъяснимый маркетинг
Оксана Телегина — белорусская бизнес-леди, владелица интерьерного салона «Фьюжен Хауз» удивила своим креативным маркетингом. Она просто делала то, что чувствовала. И вот как это отразилось на бизнесе:
«Мы открыли "вип"-салон керамической плитки за рынком стройматериалов, дорога к нему была разбитой, с ямами, кочками. По сути, это был солдатский амбар, а мы сделали из него салон, как я шучу, в захолустном месте. Закрыли ворота, попасть туда можно было только с дизайнером. Наняли охранника-администратора, который открывал ворота по звонку.
Мне говорили: «Ты наверное, какая-то больная — за строительным рынком сделать салон, еще и закрыть его воротами. Кто в него пойдет?»
Но клиенты к Оксане буквально ломились.
Женщины слушают интуицию
Евгения Мальцева говорит, что всегда слушает интуицию.
«Я верю в силу интуиции. Часто выходила из сложных ситуаций в жизни только на ней. Интуитивно выбрала свой университет, который дал возможность реализоваться в рамках самоуправления, возможность организовать многие мероприятия, возможность поездить по стране и миру. Согласиться работать с неизвестным никому проектом — на 100% интуитивное решение». Сейчас этот проект очень популярен и успешен, а Евгения — известный продюсер в инфобизнесе.
Интуицию послушала и Дарья Петра, которая теперь имеет собственный ювелирный дом. Ее клиенты Валерия, Сати Казанова. А все начиналось с одного поста в соцсети и вере в интуицию.
«Я начала продавать драгоценные камни через Instagram. Изучала все тонкости, старалась писать полезный контент, но 3 месяца это не приносило никакого результата», — рассказывает Дарья. Но, как известно, вода камень точит. Именно эта страничка и сайт принесли ей первый и последующие доходы. Знакомый поставлял целые чемоданы драгоценных камней, которые находили своих прекрасных обладательниц через страничку в социальной сети.
Бизнес ради семьи
Сейчас Светлана Шаяхметова владеет несколькими бизнесами. Но когда-то у нее не было ничего. Более того — грудной ребенок на руках и большой вопрос: что делать?
«Я решила не возвращаться ни к прошлому, ни к бывшему. Ушла от первого мужа с грудным ребенком на руках. Я прекрасно понимала, что ребенка мне нужно самой воспитывать и кормить. Я начала действовать.
Взяла у мамы тысячу долларов — наследство от папы — и открыла магазин детских развивающих игр. В Москве таких магазинов — десятки, если не сотни, а в Самаре, где мы тогда жили, ничего подобного не было. Чем наши дети хуже? Хотелось, чтобы ребенок получал современные знания, но ничего для этого не было».
Оксана Болбот ушла из корпорации с большим офисом и зарплатой ради того, чтобы видеть, как растут дети, а потом стала владелицей нескольких студий стиля.
«Я часто задавала себе вопросы: нужна ли я буду после декретного отпуска, когда мой ребенок пойдет в сад и будет болеть? Как я буду совмещать семью и работу в корпорации? Что буду делать, когда руководство предпочтет, чтобы я на работе жила?
Уйдя в декрет, поняла, что мне терять нечего. На предыдущем месте работы, меня уже, возможно, не дождутся. Потому что я хотела минимум год побыть с ребенком.
И на девятом месяце беременности я открыла свой бизнес. Моя семья включилась в процесс запуска бизнеса. Сестра мужа искала офис, свекровь красила стены, потому что я уже не могла на большом сроке беременности. Мне реально помогали всей семьей».
Не бояться спрашивать и просить
Еще один пример Светланы Шаяхметовой, которая открыла очередной бизнес благодаря коробке игрушек. Она просто попросила. «Были дикие времена, когда не было фирм, предоставляющих бухгалтерские услуги. Сейчас их море, а раньше были только очень дорогие аудиторы. Этакие „рэкеты“. Тогда я пошла к налоговому инспектору, принесла ему коробку игрушек и попросила научить меня вести бухучет. Когда разобралась, решила оказывать помощь таким же предпринимателям. Запросто».
«Как красиво все утроено»
Многие мужчины говорят, что в бизнесе есть женской подход. И он помогает добиваться результатов. Евгения Мальцева объясняет:
«У мужчины приоритетом являются достижения, вызов себе, критерии: «Да, я крут», «Я победил», «Вот мои мамонты». У женщин несколько иной подход: «Как я себя чувствую в процессе реализации своего дела», «Как красиво все устроено», а «насколько приятно мне в процессе и в конечном результате»
По ее словам, женщина, открывая свой бизнес, приносит в него свое содержание, свою суть. Это любовь, порядок, эстетика, баланс в жизни. Это способность сохранить и приумножить. Поэтому когда мы говорим о бизнес-леди, которая реализована в бизнесе в том числе, то эта женщина, наверное, с гармонией и изобилием внутри.