Прокуратура проверила правильность расходования средств Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения
Прокуратура Брестской области совместно с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите проверила соблюдение законодательства о целевом расходовании средств Фонда социальной защиты населения в регионе.
В частности, прокуроров интересовала законность выплаты:
- пособий по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста, либо инвалидом 1 группы (далее – пособие по уходу);
- финансовой поддержки безработных в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Справочно. Правом на пособие по уходу наделены трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, которые осуществляют постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.
Право на пособие по уходу сопряжено с отсутствием источника средств существования ввиду вынужденного оставления рынка труда ради постоянного ухода за нетрудоспособным лицом.
В ходе проверок вскрыт ряд нарушений изложенных требований:
- поступление получателей пособия по уходу на работу;
- их регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей.
Поскольку такие обстоятельства влекут прекращение выплаты пособия и об этом не были извещены компетентные органы, прокуроры за истекший период 2018 года предъявили в суды 12 исков в сумме 8,8 тыс. рублей. Иски удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, прокуроры предъявили 5 исков в сумме 15 тыс. рублей к получателям субсидий на организацию предпринимательской деятельности, когда те
1) использовали выделенные деньги не по целевому назначению;
2) не могли представить документы, которые подтвердили бы освоение средств согласно технико-экономическому обоснованию (бизнес-план).
Как пример, безработному гражданину И. оказана финансовая поддержка в виде субсидии для организации ремесленной деятельности в размере одиннадцатикратной величины бюджета прожиточного минимума на душу населения.
В соответствии с договором И. обязался:
- организовать и вести ремесленную деятельность согласно технико-экономическому обоснованию в течение 12 месяцев с момента постановки на учет в налоговой инспекции;
- до окончания срока действия договора представить в управление по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома документы, которые подтверждали бы исполнение взятых на себя обязательств.
Несмотря на неоднократные напоминания, И. не обосновал целевое использование субсидии.
Как результат, 3 758 рублей – субсидия, проценты за пользование чужими деньгами, штраф в размере средств, использованных не по целевому назначению, – взысканы с И. в судебном порядке.
Работа в этом направлении будет продолжена.