Три возможности для Румаса
04.09.2018 09:22
—
Разное
Новое правительство Беларуси вряд ли получит шанс кардинально изменить экономический уклад, но имеет возможности и поле для деятельности.
Сергей Румас. Фото: Еврорадио
Когда начался «разнос» в Орше и в адрес правительства посыпались обвинения и угрозы со стороны Александра Лукашенко, проскользнула тревожная мысль: неужели ГКЧП? Правда, не внутри государства, а внутри одной и той же личности: президент-консерватор восстал против президента-реформатора, решил его свергнуть и восстановить советский статус-кво? Когда на должность премьер-министра был назначен Сергей Румас и пришли министры, не обремененные советско-марксистским мышлением, можно было с облегчением сказать: видимо, это был не путч, а всего лишь очередной воспитательно-пропагандистский ритуал.
Мотив новых назначений более-менее понятен: Александр Лукашенко никогда не был и никогда не будет «рыночником», но все же интуитивно чувствует, что рыночные реформы — менее рискованный вариант, чем продолжение управления экономикой командно-административными методами.
Между главой государства и экономическими технократами достигнут неписаный консенсус: он дает им определенную свободу в проведении экономических реформ, а те мирятся с его популистскими выпадами в их сторону и сами на вербальном уровне поддерживают его популизм. Ну и, само собой разумеется, не смеют питать каких-либо политических амбиций.
Что можно и следует сделать в условиях такого консенсуса? Для начала принять, что он радикально не отличается от консенсуса между общественным мнением (аналог нашего президента) и реформаторами, который формируется в демократических странах. Общественное мнение редко мыслит стратегически, несклонно к нюансированному анализу и обычно настроено на быстрый и ощутимый результат. Практически любому реформатору приходится идти на компромисс с общественным мнением, а большинство планируемых реформ представлять в угодной уху форме. Кроме того, постоянно присутствует риск, что общественное мнение вмешается на полпути и устроит разнос. Таким образом, в контексте экономических реформ не стоит преувеличивать фактор авторитаризма, мол, до тех пор, пока не настанет демократия, ни о каких рыночных реформах не может быть и речи.
Что же обновленный экономический блок во главе с Сергеем Румасом может сделать в белорусских реалиях? Ни много ни мало завершить формирование прозрачных правил игры для бизнеса, а вместе с этим улучшить имидж страны. Улучшение климата (для внутреннего пользования) плюс улучшение имиджа (для внешнего пользования) — это реальный шанс на инвестиции, повышение конкурентоспособности и прочие важные приобретения, особенно на фоне грядущих конфликтов с Россией.
Во-первых, необходимо «прополоть» действующее законодательство. Несмотря на пакет «либеральных» декретов, по-прежнему есть ряд проблем в деловой сфере: криминализация бизнеса (слишком большой перечень правонарушений, за которые предприниматель может попасть в тюрьму); манипулирование бизнесменами с помощью страха конфискации; навязывание избыточного оборудования. Список, конечно же, неполный. Перечисленные сферы — «неполитические», технократам не запрещено проявлять инициативу в них.
Во-вторых, способствовать определенности правил. В законотворческой практике Беларуси наблюдается тенденция умышленно вставлять расплывчатые положения, чтобы расширить поле интерпретации. Чем более расплывчаты правила, тем больше власти у того, кто их интерпретирует.
В-третьих, устранить факторы «загрязнения» бизнес-среды. Это значит, форсировать устранение таких законов и практик, которые поощряют недоверие в бизнес-среде. Это касается прежде всего указа № 488 «О борьбе с лжепредпринимательской деятельностью». Документ поощряет подозрительность по отношению практически к любому деловому партнеру, что очень вредит бизнес-климату и в конечном счете самому государству.
Эти три задачи — «прополка» законодательства, способствование прозрачности правил и устранение «загрязняющих» факторов — являются самыми важными в стратегической перспективе. От них зависит, насколько глубоко рыночные реформы укоренятся в Беларуси и насколько убедительными они будут для зарубежных партнеров.
Как было отмечено выше, Александр Лукашенко смирился с необходимостью проводить рыночные реформы и готов держать в правительстве группу технократов (при определенных условиях). Вряд ли можно полагаться на активную поддержку со стороны президента (это не его стихия), однако вполне реально рассчитывать на пассивную поддержку, то есть мешать он тоже не будет. В белорусских условиях это уже немало.