Реставрация в Гродно: как хорошие начинания превращаются в колхоз
28.08.2018 22:22
—
Разное
Понимание появляется, но подходы остаются. Реально ли появление в центре Гродно "китайского дворца" и какая судьба ждет Старый замок?
В последние несколько лет в Гродно наблюдаются позитивные изменения. Во многом это связано с безвизовым режимом, который подтолкнул город к большей открытости, развитию мелкого бизнеса и пробуждению общественной активности. Некоторые проявления открытости даже начали появляться еще перед введением безвиза.
Гродненские власти начали понимать, что туризм – это тоже статья доходов, как, например, от крупнейших городских предприятий, "Азота" или Табачной фабрики. Но в туризм нужно вкладываться. И если прежние власти не понимали, зачем нужно заниматься реставрацией Старого замка, если это не приносит никакой отдачи, то сегодня ситуация изменилась. Теперешние власти начали активно заниматься разными объектами в Гродно и Гродненской области: это Старый замок в Гродно, объекты в Святске, Гольшанах, Крево. Наконец-то делается то, что не делалось десятилетиями.
И хотя такие изменения очевидны и позитивны, есть большая проблема. Во-первых, в Беларуси уничтожена система реставрации как таковая. Во-вторых, многие вещи делаются директивно, на "авось". В-третьих, государство слишком много хочет сделать самостоятельно.
Невозможно восстановить огромный объект своими силами, не подтянув профессиональных специалистов - польских, литовских, да хоть российских реставраторов. В результате многие начинания превращаются в колхоз. Пример со Старым замком в Гродно – как раз об этом. Ранее мы довольно подробно писали об этом, взвесив все "за и "против":
Так сегодня выглядит Старый замок в Гродно
Недавно в Гродно прошло собрание по поводу Старого замка, где прозвучало, что первая очередь реставрации уже закончена. Ее уже никто переделывать не будет. Но впереди еще два важных этапа: сам замок, это вторая очередь реставрации, и замковая гора - место, где находится нижняя церковь 12 века, располагалась верхняя церковь 13 века. Это третья очередь реставрации.
Как будет выглядеть реставрация замка - пока непонятно. Чтобы были шансы как-то повлиять на это и что-то изменить, то критиковать "косяки" второй очереди нужно уже сейчас.
Третья очередь реставрации тоже вызывает вопросы. А нужно ли вообще ее делать в виде восстановления замка? Нет ли смысла сделать там большой археологический павильон, где располагался бы большой музей? Но это вопрос на перспективу: реставрация здания замка планируется в 2020-х годах, поэтому третья очередь подойдет годах в 2030-х.
В наследство от Советского Союза Беларуси досталась хорошая система реставрации. В Гродно существовало свое отделение Белреставрации, которое занималось восстановлением исторических объектов. Но в конце 1990-х - 2000-х Белреставрация была разрушена.
В Гродно ее ликвидировал в 2005 году тогдашний председатель Гродненского облисполкома Владимир Савченко. Так город остался без специализированной структуры, которая должна была бы заниматься вопросами реставрации.
В Гродно есть много хороших интересных зданий, которые пришли в плохое состояние в советское время. Это Дом офицеров, дворец Четвертинских, дворец в Понемуни и другие. Сегодня сдвиг в позитивную сторону есть, но он медленный. Причина не нова - у властей нет денег. И важно сейчас ставить вопрос, как привлечь деньги спонсоров, инвесторов и заняться восстановлением этих объектов.
Вообще, любая инвестиция, покупка инвестором исторических зданий воспринимается властями с радостью, потому что вкладываться в восстановление будет уже кто-то другой. Недавно по Гродно поползли слухи, что китайцы приобретут дворец Четвертинских - здание бывшей медицинской академии и отреставрируют так, что в центре Гродно появится большой китайский дворец с соответствующим восточным декором.
Так выглядит дворец Четвертинских в Гродно. Фото из открытых источников
В соцсетях пофантазировали, как дворец будет выглядеть, если его выкупит китайский инвестор
Дворец находится в заброшенном состоянии с 2014 года. Последний его собственник - военная комендатура - переехала в воинскую часть на Вишневец. С тех пор городские власти приняли решение продать его частному инвестору. Для его восстановления требуются колоссальные средства. Китайцы - это один из возможных вариантов. Пока они выразили желание поучаствовать в аукционе, который состоится в сентябре, но еще не подтвердили своего намерения.
На самом деле перспектива прихода в Гродно китайского инвестора пугает мало - все-таки у нас есть установленный законом порядок передачи объекта инвестору. И если даже допустить, что здание приобретут китайцы, то есть порядок согласования реконструкции таких объектов. Это в первую очередь видение Министерства культуры, внешний вид здания должен сохраниться.
Больше пугает другое. У властей есть инфраструктурные, градостроительные идеи, которые на сегодняшний день уже давным-давно морально устарели, и их реализация нанесет городу большой вред. Речь идет о строительстве дублера Великой Троицкой улицы с целью завязать транзит транспорта через центр Гродно на Старый мост. Согласно плану, дорога начнется в районе улицы Виленской, пройдет мимо синагоги, расширит улицу в районе Нового замка и выйдет в районе танка на Советской площади. Денег на это нет, поэтому проект не реализован, но план остается, и в СМИ снова начинает всплывать информация о нем.
Реализация такого плана является кошмаром для исторического центра Гродно. Он ничего не решает в плане транспортной разгрузки, вместе с тем город лишится перспективы восстановления квартала возле синагоги. Дорога по плану проходит прямо через старейшее еврейское кладбище города, между синагогой, пожарной каланчой, музеем истории религии, Старым замком, монастырем рождества Богородицы - то есть реализация этого проекта навсегда закрепит в центре города транспортные потоки. Нужно же наоборот, думать о том, как отвести от Старого моста транспорт.
Уже очень давно в Европе опробовали и подтвердили тезис, что даже если пустить в исторический центр города транспорт, все равно не будет оптимально решен вопрос транспортной разгрузки. Транспорту в историческом центре всегда будет мало места. Можно построить дублер, Гродно вырастет на 50 тысяч человек, и этого дублера будет мало. Придется придумывать что-то новое. Самое оптимальное – вывести транспорт из исторического центра вообще. К этому нужно стремиться. Но для этого нужно полностью менять концепцию и подход.
Более перспективно достраивать исторический центр города, стремиться к его расширению. Возле синагоги раньше был шикарный квартал с исторической застройкой, который можно было бы воссоздать для современных офисов, гостиниц и ресторанов. На месте значительной части старого кладбища можно разбить сквер и создать мемориал памяти гродненского еврейского населения.
Получилось бы что-то вроде маленького Краковского Казимежа (это исторический район в Кракове, в прошлом отдельный город, в северо-восточной части которого с XVI века до Второй мировой войны проживали евреи. Сегодня Казимеж является частью Старого города, внесённого в список Всемирного наследия).
Территория возле гродненской синагоги, где можно было бы восстановить еврейский квартал
Еще можно было бы восстановить и застроить квартал вокруг пивзавода. Таким образом, в городе появились бы два интереснейших квартала, привлекательных для туристов.
Пока же белорусские власти думают другими категориями. В Беларуси любая стройка – это капитальное вложение, показатель экономического роста: цементные заводы получат крупные заказы, рабочие получат работу и зарплату и так далее.
Такой подход часто превращает хорошие начинания в абы что. В Гродно есть места, где строить вообще не надо. Например, за Дворцом текстильщиков есть круглая площадка, где на генплане был нарисован домик. Этот кусок земли продали, идет проектирование, и там должен появиться какой-то дом. По генплану это называется "восстановление утраченной застройки", а у них просто восстанавливается объем, это может быть даже трёхэтажное здание.
Конечно, что-то в городе делается хорошо, власти захотели - и постепенно начали меняться подходы к реставрации. Но есть глобальные вещи, которые сегодня необходимо пересмотреть.