Беларусь и ее новый-старый курс сближения-размежевания с Россией

Источник материала:  
28.08.2018 18:05 — Разное
Как и почему Лукашенко поменял состав правительства Беларуси? Взгляд из Украины.

Беларусь и ее новый-старый курс сближения-размежевания с Россией
В Беларуси сменилось руководство правительства. Вначале была анонсирована отставка двух министров, а буквально через несколько дней без работы остались премьер, все его замы и ещё несколько чиновников высшего уровня. 

Обоснование, прозвучавшее из уст Лукашенко было весьма оригинально - "за пофигизм". Кадровые решения сопровождались громкими заявлениями о независимости страны и об отношениях с Российской Федерацией. 

Среди прочего было заявлено о "варварском поведении России" и о том, что Беларусь не будет чьим-либо вассалом. Но если учесть, что отправленное в отставку руководство правительства проводило политику уменьшения экономической зависимости от РФ, ситуация становится ещё более запутанной.

Попробуем разобраться.

Простые данные

Правительство отправляют в отставку в случае наступления экономического кризиса, при провале реализации планов деятельности или по политическим мотивам, когда изменяется баланс сил во власти. Но Беларусь - авторитарное государство, парламент там подконтролен президенту, поэтому говорить о политическом факторе не приходится. Может экономика?

Посмотрим данные статистики. Для того, чтобы было более наглядно, буду брать показатели в сравнении с Украиной.



Как видим, цифры одного порядка. При этом показатели Беларуси (за исключением темпов роста заработной платы) выше украинских. Но если кабмин Гройсмана говорит об успешности своей деятельности, а президент Порошенко о начале экономического роста, то в соседней стране такие показатели оказываются основанием для разноса правительства и отставки премьера.

Вероятно, дело не только и не столько в вопросах экономики.


Кто ушёл и кто пришёл?

Отправленные в отставку руководители правительства Беларуси избегали резких заявлений о "глобальных реформах" в стране, но, тем не менее, продвигали назревшие законы об изменении структуры экономики и уменьшении в ней роли государства. Таким образом, назвать правительство Кобякова бездеятельным не получается. Вопрос заключается в другом. 

Темпы роста ВВП в 3-4% в Беларуси считают недостаточными: чтобы догнать высокоразвитые страны, необходимо расти быстрее. Об этом много говорили. Беларуские чиновники открыто признавались, что этап мягких преобразований фактически завершён и без резких шагов достигнуть ускорения роста невозможно. Но они же признавали и другой факт - любые реформы сопровождаются падением уровня жизни населения. 

Один из авторов концепции экономических преобразований в соседней стране Кирилл Рудый (бывший советник Лукашенко по экономическим вопросам, а сегодня посол в КНР) в книге "Финансовая диета" оценивал такой период в 3-5 лет (при благоприятном ходе реформ).

То есть, в Беларуси осознают, что резкие перемены необходимы. Но риторика Лукашенко направлена в совсем другом направлении - президент перед камерами требует роста средних зарплат, обеспечения защиты малоимущих и так далее. 

В следующем году, скорее всего, будут проведены досрочные или президентские, или парламентские выборы - чтобы не проводить обе кампании в одном и том же 2020 году. С учетом этого смена правительства - прекрасный способ "обнулить точку отсчёта". То есть, связать все возможные проблемы с "пофигистами", которых добрый царь отравил долой с государственной службы.

Второй аспект - отношения с РФ. Кремль достаточно настойчиво пытается найти способы влияния на ситуацию в Беларуси - как оказалось на поверку, "последний диктатор Европы" боролся не только с прозападной оппозицией, но и со сторонниками "восточного вектора". 

Если первых спецслужбы "давили" персонально, преследуя активистов, то со вторыми поступали иначе - уничтожали организационную инфраструктуру. Только за последние 5 лет через "уголовные дела" прошли бывший спикер парламента Владимир Коноплёв, крупнейшие предприниматели Япринцевы, Чиж, Арбузов. Все они имели связи в РФ, которые могли быть трансформированы в политические проекты.

Для понимания уровня реакции экстраполирую масштаб указанных лиц на украинские реалии. Представьте себе, что в течение 4 лет за решётку один за другим отправляются Литвин, Ахметов, Фирташ, Коломойский. Как шутят в Минске, "в Беларуси Россию может любить только один человек; вся остальная страна любит Россию тем способом, который описан в циркулярах".

Кремль, естественно, давит политически и экономически. В таком формате перезагрузка правительства может несколько ослабить накал - прошлый состав управленцев уже откровенно нервировал российских коллег "постоянной особой позицией". Новые "наработают" такой уровень раздражения не за один месяц, а это значит, что на первом этапе будет некоторое улучшение ситуации (в том числе ослабление торговых войн) - Москва попробует послать положительные сигналы.

Теперь давайте разбираться, кто пришёл. Премьером стал Сергей Румас - один из наиболее последовательных приверженцев либеральной экономики. Это один из немногих чиновников ТОП-уровня, который критиковал политику Нацбанка и попытки возврата административного контроля над экономическими процессами во время кризиса 2011-12 годов. Лишился поста вице-премьера, но тоже с нетипичным "антуражем" - Лукашенко поблагодарил его за работу и заявил, что Румас - потеря для правительства.

Вице-премьеры также имеют свой "багаж". Среди них автор либерального декрета "О развитии предпринимательства" А. Турчин, бывший заместитель председателя комитета госконтроля В. Кухарев, бывший руководитель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко и отработавший послом в РФ И.Петришенко. Последние два, скорее всего, будут отвечать как раз за проблемные переговоры с Россией.

Не менее интересны другие ключевые назначения. Министерство экономики возглавил 37-летний Дмитрий Крутой, которого характеризуют как грамотного специалиста с нестандартным мышлением. Госвоенпром Беларуси возглавил Роман Головченко, который до недавнего времени был послом в ОАЭ - государстве, которое называют одной из крупнейших площадок по торговле вооружениями.


Чего ожидать?

Очевидно, что шараханий и радикальных перемен политического или экономического курса ожидать не стоит. Резких реформ, скорее всего, тоже не будет - это опасно в предвыборный год, - но процесс изменения структуры экономики продолжится. 

Для Беларуси критически важно в ближайшие годы привести в страну крупные не российские инвестиции. С одной стороны это уже обеспечивается совместными проектами с КНР, с другой - и европейский вектор крайне желателен.

Вторая проблема - долговые обязательства, значительная часть которых краткосрочные. Начавшийся экономический рост требует денег, а существенные выплаты по долгам уменьшают возможности государства по стимулированию экономики. 

Необходимы длинные дешёвые деньги, которые можно получить у международных финансовых институтов. Условие - продолжение экономических преобразований. Аналогичное условие, кстати, де-факто действует и с китайскими программами сотрудничества.

Отношения с Россией останутся в числе приоритетов. С одной стороны, необходимо снизить "накал страстей" в диалоге между странами, обеспечить прекращение (или приостановку) торговых войн, не идя при этом на политические уступки. Усиление присутствия РФ в Беларуси или активизация работы в политической сфере на фоне новых "споров союзников" - последнее что нужно Минску в годы электоральных кампаний.

При этом Беларусь будет активно работать над выводом страны на новые рынки и уменьшением зависимости от рынка российского. Первое же выступление министра экономики Д.Крутого расставляет точки над "і": 

"Поскольку страна существует сегодня в очень сложных внешних условиях, важно повысить ее адаптивность к внешним шокам. В частности, к волатильности российского рубля, которая серьезно влияет на нашу экономику. Эту зависимость мы должны уменьшить".

Не менее ярким можно считать пример Госвоенпрома: беларуский ВПК специализировался на разработках узлов и агрегатов для российской оборонки. Собственных "конечных изделий" было мало. К таковым можно отнести продукцию МЗКТ (шасси и тягачи), оптику, средства РЭБ, беспилотные аппараты. 

Новый руководитель отрасли не принадлежит к "российской обойме" - он занимался продвижением и продажей готовых изделий на рынках Азии и Африки. Вот как он обозначил свою ближайшую задачу: "Перейти на новый этап оборонной отрасли — от фазы стабилизации, планирования и развития к созданию высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники". 

Беларуский ВПК планирует в ближайшее время существенно расширить перечень законченных образцов вооружений, в том числе добавив к ним "стрелковое оружие и огневые средства поражения". А, например, беларуская бронированная машина "Кайман", которую представили на параде в честь дня независимости, уже поступила на вооружение силовых ведомств в Кот-д-Ивуар.

Таким образом, новое правительство в Беларуси стоит перед сложной задачей: продолжить трансформацию экономики, плавный отход от российской зависимости, избегая при этом острых внутренних и внешних конфликтов. 

Насколько это получится - покажет время. Ясно одно: ближайшие 2-3 года в соседней стране будут чрезвычайно насыщенными на события и громкие заявления. И отделить пустые слова от реальных планов будет главной задачей аналитиков, занимающихся беларуским направлением.

←В Минске покажут фильм про женскую сексуальность

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика