На "Юнисоне" стартовала сборка электромобилей. Какие еще сюрпризы готовит завод
На заводе «Юнисон» под Минском стартовало производство электрокаров Zotye. Еще в феврале нам показали две модели: E200EV и Z500EV. Продажи обещали начать в мае, но сроки, как это часто бывает, сдвинулись. И вот сейчас группу журналистов пригласили на завод «Юнисон», чтобы показать процесс сборки, а также познакомить с еще одной интересной новинкой.
Степень разборки небольшая
Пока в режиме отладки на заводе собирают только одну модель — субкомпатный Zotye E200EV. На этой машине нам уже удалось совершить короткий тест-драйв еще зимой. А сейчас по линиям сборки едут машины в полуразобранном состоянии. Их доставляют в контейнерах. Из Китая в Минск машины идут 40 дней.
В каком виде доставляется электромобиль? У него полностью собранный салон, но демонтирована передняя и задняя подвеска, бамперы, а также электромотор в сборе с редуктором. Тяговая батарея и стандартный аккумулятор установлены в автомобиле, но обесточены. Большая батарея с завода заряжена на 50%. На заводе говорят, что степень разборки очень небольшая. На самом деле в электромобиле и разбирать-то особо нечего.
Сборочный цех «отверточного» производства сильно отличается от того, что мы видели на «Белджи». Висят на подъемниках или стоят на полу практически готовые автомобили. Платформа на полу медленно двигается, в это время к автомобилю монтируют недостающие детали. В цехе — ни грохота, ни шума, ни снующих тележек с комплектующими. Перед тем, как поступить на сборочную линию, кузов автомобиля осматривается на предмет возможных повреждений, которые могли появиться в процессе транспортировки. Все замечания заносятся в специальный журнал.
Передняя и задняя подвески собраны на подрамниках. Они прикручиваются на место, потом монтируются стойки, рычаги, рулевые тяги. На переднем подрамнике смонтирован компрессор кондиционера и зарядный блок с системой охлаждения.
Электромотор собирается в одном блоке с простым одноступенчатым редуктором. Эта деталь приходит в отдельном ящике и устанавливается на заводе «Юнисон». Электромотор на E200EV развивает 83 лошадиных силы. Его питает литий-ионная батарея емкостью 24,5 кВтч. Блок батарей установлен под днищем.
На финальной стадии сборки происходит установка колес, фар, бамперов, заливка рабочих жидкостей — тормозной, антифриза и омывателя. Ни бензина, ни жидкости гидроусилителя нет.
Дальше станция отдела технического контроля. Здесь проверяется первоначальное качество сборки. Последняя стадия сборки — стенд развала-схождения.
Потом машина проходит барабанный стенд с проверкой тормозного усилия, ходовой стенд, дождевую камеру, потом ее осматривают на подъемнике на предмет утечек, потом под светом ламп. Все повреждения ЛКП, царапины, потертости, которые можно исправить полировкой, будут исправлены. Только после этого машину выпускают с завода.
Нельзя сказать, сколько времени уходит на сборку одного автомобиля. На заводе идет другой подсчет. Есть план на месяц, например. Если получили заявку на большее количество автомобилей — график уплотняется, сборка ведется быстрее. Перепроизводства и работы на склад здесь нет.
Как нам рассказали, по электромобилю технология сборки еще только оттачивается. Возможно, где-то придется дооснастить линию. На пиковые мощности еще не вышли.
В сентябре первые электрокары E200 поступят в продажу. До конца года планируется собрать порядка 300 штук. Часть из них, основная, уйдет в Москву, Питер. Часть, возможно, в каршеринг, но пока там интересуются машинами большего размера, например, седанами. Цены будут на уровне тех, что завод заявлял во время первой презентации, то есть в районе 17 тысяч долларов за модель E200EV.
Рояль в кустах по имени Mahindra
На входе в цех стоит пикап индийской марки Mahindra. Это полноприводный автомобиль традиционной для пикапов рамной конструкции, с рессорной задней подвеской. Выглядит, как минимум, нетривиально, чем и привлекает внимание.
Под капотом у него лицензионный «мерседесовский» турбодизель мощностью 140 лошадиных сил, который сочетается с шестиступенчатой механической коробкой передач.
Интерьер, конечно, не блещет высочайшим качеством отделки, но машина ведь по сути своей бюджетная. Во всяком случае на фоне того же УАЗ Патриот выглядит Mahindra не хуже. Сзади тоже сидеть удобно.
— Мы видим хорошую нишу для таких авто — начиная от лесников, фермеров, дорожников. Цена для нашего рынка не сформирована, что получится в производстве — мы еще не знаем. Но можем точно сказать, что дешевле УАЗа. Большим преимуществом считаем наличие мощного дизельного мотора под капотом, — рассказал генеральный директор ЗАО «Юнисон» Дмитрий Егоров.
Пикап может выпускаться как с одиночной, так и с двухрядной кабиной. Базовая версия будет заднеприводной. Грузоподъемность — 1 тонна.
В планах на будущее — пикап и коммерческая техника на электротяге
На самом деле кроме пикапа завод «Юнисон» готовит еще много сюрпризов. В ближайшее время появится замена ныне выпускающемуся кроссоверу T600. Модель будет носить прежний индекс, но с приставкой coupe. Живой автомобиль нам не показали, но обещали, что качество исполнения у него гораздо выше.
— В перспективе думаем собирать и продавать электрическую коммерческую технику. Рассматриваем микроавтобусы, пассажирские и грузопассажирские версии. В большей степени даже мы ориентируемся на европейский рынок. Дизеля там запрещают, и интерес с коммерческим электрокарам растет. В этой нише пока еще мало игроков. По этому направлению у нас серьезные намерения, — признался Дмитрий Егоров.
У завода также есть задумка начать продажи электрического кроссовера Т300. Но это уже планы на начало 19-го года. Таким образом завод закроет все возможные варианты по легковому электрическому транспорту и дальше начнет развивать коммерческую линейку. Кроме того, завод уже заключил соглашение с китайской компанией по налаживанию производства батарей для электрокаров.
Продолжит завод расширять и гамму легковых авто с традиционными бензиновыми моторами. Уже отрабатывается Т600 Coupe. Возможно, появятся модели Т700 и SR9.
«Справляться будем сами»
На заводе подчеркивают, что все свои проекты они запускают и реализовывают без какой либо государственной поддержки. Что касается электромобилей, то, как признается Дмитрий Егоров, вся помощь от государства укладывается в действие 175-го Указа, позволяющего беспошлинно возить оборудование, в том числе зарядные станции, для электромобилей. Сейчас завод ведет активные переговоры со многими государственным и коммерческими банками, чтобы они поддержали кредитование на покупку электромобилей.
На заводе признают, что сложно, потому что отношение к электромобилям еще только начинает формироваться. Мало информации, мало машин, люди порой не понимают вообще, что это такое — электромобиль. Но на заводе убеждены в том, что тема с электротранспортом — перспективная.