Прейгерман: «Это ахиллесова пята Беларуси». Выгодно ли Беларуси снижение уровня интеграции в ЕАЭС?
16.08.2018 09:54
—
Разное
Странам -участницам Евразийского экономического союза необходимо вернуться к полноценной интеграции либо понизить ее уровень. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский на конференции «Евразийский экономический союз: стратегия дальнейшего развития» в Минске, сообщает БелаПАН.
Насколько выгодно участие в ЕАЭС для Беларуси? Об этом в разговоре с политологом Евгением Прейгерманом.
– Насколько для Беларуси само по себе важно участие в ЕАЭС?
– Важно, потому что, во-первых, при всех существующих и усиливающихся проблемах это дает преференциальный выход на рынки России и других стран-участниц. Опять-таки, при всем при том, что усиливается аргумент, что Россия не соблюдает свои обязательства, а мы видим ограничения по поставкам продукции, эти возможности все равно существуют, а во-вторых, есть определенные юридические механизмы, с помощью которых можно воздействовать, в том числе, и на российскую сторону, что так или иначе делается.
Понятно, что здесь есть и большая политическая составляющая. Просто так выйти из интеграционных объединений – это сотворить проблему для себя на ровном месте, поэтому это был бы не самый разумный ход. Другое дело, что сейчас действительно говорят, что надо понижать уровень, грубо говоря, возвращаться к тем интеграционным стадиям, которые мы очень быстро перепрыгнули в течение нескольких лет, а в итоге они полноценно не работают. Либо если все это не получается, формально об этом заявить.
– Почему вообще возникла риторика о понижении уровня интеграции в рамках ЕАЭС?
– Перепрыгнув некоторые интеграционные стадии, не выстроено не то что полноценного союза, но даже нет функционирующего таможенного союза.
Время от времени какие-то намеки на это звучали, но не на таком высоком уровне. Но последние новости последних недель о непубличных переговорах, которые ведутся о поставках нефти и нефтепродуктов, свидетельствуют о реальной серьезной проблеме, которая ставит крест на тех дискуссиях и договоренностях, которые должны были существовать в рамках ЕАЭС по созданию единого рынка и свободного доступа ко всем этим товарам.
Понятно, что вступление Беларуси и других стран постсоветского пространства – это, в общем, размен с Россией ресурсами, которая предоставляет в виде энергоносителей по приемлемым ценам, в виде доступа на рынок иногда по таким договоренностям, которые помогают не совсем конкурентоспособной продукции. Но и другие страны-участники, в том числе и Беларусь, имеют определенные обязательства.
Поэтому если под маркой «восстановим свою экономику» при санкционном давлении на Россию со стороны Запада нарушаются договоренности России, понятно, что малые страны тоже недолго будут сидеть и молчать.
– Кто сегодня больше всего выигрывает от участия в ЕАЭС?
– В той или иной степени он выгоден всем, иначе страны не участвовали бы в этих интеграционных проектах. Понятно, есть радикальный аргумент, что тут проблемы, там проблемы, поэтому надо вообще взять и выйти оттуда, но это даже при самом фантастическом сценарии не рабочий вариант. Яркий пример – Армения: меняется правительство, меняется постановка многих вопросов, но никто же не выходит из этих объединений. Никто не хочет, чтобы завтра полетели уже имеющиеся доходы, которые обеспечиваются через эту интеграцию.
Здесь ключевой вопрос не в том, откуда нам выйти и куда войти, а в том, каким образом те возможности, которые есть сегодня, увеличивать посредством усиления конкурентоспособности экономики. Это ахиллесова пята Беларуси, поскольку пока привыкли пользоваться теми возможностями и ресурсами, которые есть здесь и сейчас, а стратегически не думать, а если и думать, то не действовать.
– Какие весомые аргументы может предъявить Беларусь то же России?
– Основной: если договоренности не соблюдаются, значит, есть проблема. Малому государству тяжело разговаривать с большим, но Россия не то чтобы целенаправленно действует против Беларуси. Все нарушения, которые происходят, касаются и других членов ЕАЭС, поэтому самая естественная линия поведения – обсуждать эти вопросы с другими партнерами по ЕАЭС и думать, каким образом можно выйти на какие-то новые договоренности.
Это, кстати, не значит, что Беларусь и другие страны не нарушают договоренности. Проблема правовой культуры является бичом всего постсоветского пространства, но если отстаивать свои национальные интересы, то это лучше делать в связке с другими государствами-партнерами, с которыми эти интересы наиболее совместимы.
– Насколько реально воздействовать на Москву?
– Реально. За последние 25 лет никогда игра не была в одни ворота. Размер стран имеет значение, но у малых государств, несмотря на ограниченные ресурсы, всегда существуют разные возможности отстаивать свои интересы. Здесь нет какой-то апокалиптической ситуации. Это тяжелый рабочий процесс другое дело, что в последние месяцы это все проистекает на фоне накапливания новых не разрешающихся проблем в отношениях с Россией.
Это касается и чисто коммерческих проблем, которые обусловлены лоббистскими предприятиями, в первую очередь, в России, но это также связано и с тем, что по мере усиления конфронтации между РФ и Западом Беларусь имеет объективно отличающиеся от соседки национальные интересы, и это многим там может не нравиться.