"Что здесь делает Уле?" Олимпийский чемпион из Австрии прибыл на вертолете в Минск и встретил кумира
Австриец Томас Моргенштерн не ожидал увидеть в Беларуси норвежского биатлониста Уле-Эйнара Бьорндалена, мужа Дарьи Домрачевой и своего кумира. В интервью SPORT.TUT.BY трехкратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира по прыжкам с трамплина Моргенштерн рассказал о страхе перед прыжками после падения, приведшего к черепно-мозговой травме, восхищении белорусскими лесами и своем новом увлечении — вертолетном спорте.
«Будет здорово, если Домрачева и Бьорндален получат лицензии пилотов, и мы посоревнуемся»
«Рожденный летать» — это слова из профиля Томаса Моргенштерна в Instagram. После завершения карьеры в прыжках с трамплина Моргенштерн подался в вертолетный спорт. Поводом для визита в Беларусь для него стало проведение здесь 16-го чемпионата мира в этом виде спорта. Томас шутит, вспоминая, что полеты на лыжах длятся всего шесть-восемь секунд, а на вертолете он может летать до той поры, пока не закончится топливо.
До аэродрома «Боровая» под Минском Томас вместе с компаньоном и учителем Штефаном добирался из Австрии на личном вертолете — соревновательной машине Robinson R44. Маршрут пролегал через Чехию и Польшу с пролетом через воздушный коридор неподалеку от Гродно.
— Протяженность пути — 1395 км, а на дорогу у нас ушло 10 часов с чистым временем полета 7 часов, — рассказывает Томас. — Тяжелый, но интересный путь. Штефан занимался решением бюрократических вопросов вроде получения доступа на территорию Беларуси, потому что попасть сюда по воздуху довольно сложно. В частности, за три дня до пересечения границы все службы должны знать о нашем полете. Да, путь через Гродно не выглядел кратчайшей дорогой, но только так это было возможно.
В ответ на вопрос о том, как скоро после пересечения границы Польши и Беларуси он понял, что находится в другом государстве, Томас рассмеялся и добавил:
— Даже с вертолета заметны отличия Беларуси от Польши. Я никогда в жизни не видел столько леса, сколько в Беларуси! А побывал я во многих странах. Сошлись со Штефаном на том, что, если с вертолетом что-то случится, и нам придется эвакуироваться, то в белорусских зарослях леса нас не найдут ни за что на свете! Правда, таких больших лесов я еще не видел. В австрийских горах нет ничего подобного: само собой, перепады высот, деревни, дороги.
Только-только Томас Моргенштерн прилетел в Беларусь, и такая неожиданность: сначала он встретил своих фанатов и получил в подарок подушку-антистресс, а затем — двух других легенд в зимних видах спорта — биатлонистов Дарью Домрачеву и Уле-Эйнара Бьорндалена. Семейная пара посетила церемонию открытия чемпионата мира по вертолетному спорту, которая состоялась 24 июля на аэродроме «Липки».
— Сильно удивился, когда увидел Дарью и Уле-Эйнара, — говорит Моргенштерн. — Совсем не понимал, как здесь оказался Уле-Эйнар! Ладно, Даша — белоруска, но что здесь делает Уле?
— Но вы ведь знали, что Уле-Эйнар и Дарья — муж и жена?
— Да, конечно. Бьорндален — величайший спортсмен в зимних видах спорта и один из моих кумиров. Невероятно, какую внушительную коллекцию наград он собрал. Пообщался с ним и Дашей на открытии первенства и еще раз на следующий день. Говорили в основном о вертолетном спорте. Будет здорово, если они получат лицензии пилотов, и мы посоревнуемся. Вертолетный спорт выиграл бы от такого соперничества… Потом мы с ребятами сделали общее фото и поняли, что на снимке изображены обладатели пятнадцати золотых олимпийских медалей (три у Томаса, четыре у Даши, восемь у Уле-Эйнара. — Прим.ред.).
У Домрачевой и Бьорндалена есть резиденция на родине Моргенштерна — в Обертиллиахе, где норвежец обосновался шестнадцать лет назад. По сообщениям западных СМИ, именно там во время летних сборов в 2012 году у биатлонистов завязался роман.
— А я думал, что они поселились не у нас, а в Монако, — удивился Томас. — Обертиллиах — это совсем маленькая деревушка рядом с Италией, где все друг друга знают. Хорошее место, особенно для биатлона. Мой дом находится неподалеку, всего в 1 часе и 15 минутах езды на автомобиле. Честно говоря, никогда не останавливался в Обертиллиахе. Был там только проездом, когда направлялся в Италию.
Домрачева и Бьерндален завершили карьеру после сезона 2017/2018, а Моргенштерн сделал это четырьмя годами ранее в возрасте 27 лет.
— Какой совет вы бы дали спортсмену, которому нужно найти себя в жизни после спорта? — спрашиваем у австрийца.
— У нас не было много времени, чтобы поговорить об этом с Дарьей и Уле-Эйнаром. Думаю, они прекрасно справятся и без моих советов. Они растят ребенка и, уверен, наслаждаются моментом. Больше нет давления в их жизни, связанного с достижением результатов, когда тебя просят повторить победы на Олимпиадах, как нет ежедневных тренировок. Помню, как четыре года назад проснулся и понял, что теперь мне не нужно каждый день доказывать, что я лучший в мире. Я мог заняться всем тем, на что раньше у меня не было времени. Например, пошел в танцевальное шоу, хотя никогда раньше не танцевал. Все проходило в Вене в течение трех месяцев. Неделю мы готовились, а потом на выходных представляли танец. Поначалу было очень сложно, а потом лучше и лучше, и я даже занял второе место в общем зачете. Даша и Уле танцевали на прощальной вечеринке? Ох, я обязан это увидеть! Но не ждите от меня профессиональных советов. Я все еще не танцор.
В случае с вертолетным спортом для меня все серьезно, соревнуюсь уже три года. Первый старт — чемпионат мира, который проходил в Польше, где я соревновался в категории для пилотов с общим налетом менее 250 часов. С тех пор удалось добиться значительного прогресса, и теперь я выступаю в категории «сеньоры». Однако подняться в число топовых команд в вертолетном спорте крайне сложно. Мы уже чуть ближе к российским ребятам, хотя все еще находимся на разных уровнях.
«Появился страх перед прыжками, я стал осторожничать и думать, а что будет, если снова упаду»
В мировом кинематографе главный фильм о прыжках в трамплине — «Эдди «Орел». В основе сюжета — реальная история Эдди Эдвардса, который со всего двухлетним опытом в прыжках с трамплина выступил на Играх 1988 года в Калгари и стал первым британцем в этом виде спорта на Олимпийских играх. По словам австралийского актера Хью Джекмана, сыгравшего одну из главных ролей в фильме, в теле Эдвардса осталось только три кости, которые он никогда не ломал.
— Вам такое знакомо?
— За свою карьеру я сделал десять тысяч прыжков и только четыре раза жестко приземлялся, — отвечает Томас Моргенштерн. — Однажды сломал мизинец, а серьезное повреждение (черепно-мозговую травму и ушиб легких. — Прим.ред.) получил в 2014 году в Кульме.
Ничего не помню о том падении. Пришел в сознание только в госпитале. Посмотрел повтор прыжка один раз, так как важно было провести анализ. Ошибка в том, что в начале полета лыжи пересеклись, разрушив структуру прыжка. Дикая ошибка! До сих пор не могу понять, как допустил ее, ведь за плечами были тысячи прыжков.
Выступать после этой травмы на прежнем уровне было невозможно. В течение девяти месяцев пытался собраться, тренировался и даже поехал на Олимпиаду в Сочи (выиграл серебро в командном первенстве. — Прим.ред.), а в сентябре 2014-го решил, что пора заканчивать. Появился страх перед прыжками, я стал осторожничать и думать, а что будет, если снова упаду. Тем не менее я не считаю прыжки с трамплина одним из самых травмоопасных видов спорта. Возьмите футбол! Футболисты травмируются едва ли не каждый сезон.
В детстве Томас занимался футболом, горными лыжами, лыжными гонками и прыжками с трамплина. На первом месте был футбол, но влияние дяди-горнолыжника, призера Олимпиады 1976 года в Инсбруке, сказывалось. С 9 лет Томас строил маленькие трамплины на склоне и вскоре начал тренироваться в клубе «Филлах».
— Мне не было и 10 лет, когда я впервые прыгнул с 10-метрового трамплина, а в 11 — с 90-метрового. С нетерпением ждал дня, когда это случится, поэтому хотел поскорее вырасти. В 14 лет настала пора выбрать что-то одно, больше нельзя было заниматься четырьмя видами спорта сразу. Конечно, я хотел стать великим футболистом и в то же время понимал, что по натуре индивидуалист, а не командный игрок. А также — насколько невероятным кажется идея пробиться из маленькой деревни в такие футбольные города как Ливерпуль или Барселона. В лыжных гонках и горных лыжах не достиг больших успехов, поэтому выбор пал на прыжки. Кажется, принял правильное решение.
Дочери Томаса Лили 5 лет. Она уверенно стоит на горных лыжах и легко справляется с неровностями типа «трамплин».
— Хочу, чтобы она поменьше сидела у экрана и максимально много времени проводила на улице, пробовала различные виды спорта, — говорит Моргенштерн. — Лили старается быть как я и прыгает, прыгает. Миленько! Сложно сказать, как буду вести себя, если она станет профессиональным прыгуном. Точно не стоит перебарщивать с советами, когда у спортсмена есть профессиональный тренер. Это может навредить. Но я не буду закрывать глаза, как не раз делала моя мама. Когда я объявил о завершении карьеры, она была самой счастливой женщиной в мире. А потом я пришел в вертолетный спорт! Что сказать? Мама верит в меня и знает, что я сделаю все, как надо.
А что касается фильма про Эдди, то, честно говоря, ни разу не удавалось досмотреть его до конца. Не подумайте ничего плохого, фильм наверняка очень хороший, но я смотрел его по ТВ в гостиницах после соревнований или мероприятий и обычно засыпал уже через полчаса. Эдди «Орел» был настолько плохим прыгуном, что про него знают абсолютно все. Для популяризации вида спорта такие примеры полезны.
Успехи в спорте и популярность в Австрии позволили Томасу Моргенштерну пользоваться привилегиями. Так, в 2013 году он прокатился на чемпионском болиде Red Bull RB7 в автогонках класса «Формула 1». Наставником Томаса выступил шотландский пилот Дэвид Култхард.
— Перед тем как сесть в эту машину прошел подготовку, которая длилась полтора года, — вспоминает Моргенштерн. — Я тестировал болид «Формулы Рено 2.0», потом «Формулы 3000» и работал на симуляторе. Наконец меня допустили управлять машиной главной команды «Ред Булл». Это было на трассе в Шпильберге. На второй прямой я вдавил педаль в пол и смог разогнаться до 293 км/ч. Но самое невероятное ощущение — перегрузки, которые испытываешь при торможении с 200 до 0 км/ч за 2,5 секунды. На самом деле, особого страха в тот момент нет, потому что к таким вещам нужно подходить с профессионализмом. Конечно, даже если готов на 100%, то все равно что-нибудь может случиться. Можно ехать по правилам в городе, а потом в тебя кто-то врежется.
«В Австрии государство не вкладывается в вертолетный спорт. Я вынужден платить из своего кармана»
Свой борт Моргенштерн назвал Хелиной, что является игрой слов — это сокращение от слово «вертолет» на английском языке (helicopter).По бокам фюзеляжа находятся изображения с прыжками Томаса в Планице, на одном из крупнейших трамплинов в мире, и имя спортсмена.
— Так вертолет выглядит веселее, не правда ли? — объясняет он. — Рисунки появились три года назад, когда я купил вертолет.
— За сколько?
— За полмиллиона евро. Это еще дешево. Вертолеты размером побольше стоят полтора-два миллиона.
— Деньги свои?
— Конечно! В Беларуси, России, Украине и Польше команды в вертолетном спорте имеют госфинансирование, так что пилоты постоянно совершенствуют навыки. В Австрии государство не вкладывается, потому что это не олимпийский и непопулярный в стране вид спорта. Я вынужден платить из своего кармана, чтобы становиться лучше. Один час полета обходится в 600 евро. Тренироваться нужно хотя бы 25−30 часов в год. Не забывайте про страховку, обслуживание, топливо… Так набегает 20 000 евро в год. Свой вертолет нужен был, чтобы удешивить вылеты и летать чаще. Но, как видите, это очень дорогой вид спорта, поэтому он вряд ли будет таким же популярным, как прыжки с трамплина.
В мае Томас Моргенштерн получил лицензию пилота, которая позволяет выполнять коммерческие рейсы. С новым документом он может устраивать воздушные экскурсии для друзей в Альпах и зарабатывать на частных перелетах. Однако в понимании Томаса это не идет ни в какое сравнение с атмосферой чемпионата мира по вертолетному спорту, который завершится под Минском 29 июля, и авиационным фестивалем #Пронебо-2018.
— Томас, как для вас и вашего напарника Штефана складывается чемпионат?
— Мы облажались в упражнении «Навигация»! Это был полный провал. Ужасное выступление! Нашли шесть целей, а седьмую — не получилось. Потерялись. На нашей карте было озеро, а в действительности его не оказалось. Так мы летали 30−40 секунд и поняли, что вообще не понимаем, где находимся. В итоге не смогли найти четыре последних цели, а, следовательно, и выход из зоны, так что получили уйму штрафных очков.
— Что проще сейчас для Австрии: выиграть чемпионат мира по прыжкам с трамплина или чемпионат по вертолетному спорту?
— Ха, в настоящий момент одинаково сложно сделать и то, и другое! Чемпионаты по прыжкам проходят чаще, чем в вертолетном спорте (раз в три года. — Прим.ред.), так что у ребят из сборной по прыжкам чуть больше шансов.