«Просят сделать за 3 копейки то, что стоит $ 1,5 млн». Как белорусские ребята создают VR-проекты на сложном рынке
Четыре года назад Павел Фирсов увидел в Лас-Вегасе видео в формате 360º. Оно его так потрясло, что после приезда домой он вместе с другом решил снимать такие ролики в Минске. Потом ребята организовали VR-галерею, куда за символическую плату мог прийти любой, кто хотел перенестись в виртуальный мир. Однако, через год галерею пришлось закрыть. Но она дала толчок к открытию студии иммерсивных (создающих эффект присутствия) решений Feeling Digital, в которой теперь создают VR-проекты для таких крупных компаний, как Wargaming.net или «Алютех». Но все не так просто — вот история Павла.
— В 2014 году я оказался в Лас-Вегасе на NAB Show — выставка достижений науки и техники в сфере телекоммуникаций. Мое внимание привлек немолодой человек с горящими глазами — глава стартапа по производству оборудования для съемок в формате 360º (сферическое видео, VR-видео). Он протянул мне шлем. И я увидел VR-видео, где люди в костюмах Бэтмена и Женщины-кошки летали на дельтаплане. Качество съемки не бог весть какое, размытые пиксели… но сама возможность вращать головой и видеть «во все стороны» меня заворожила. По возвращению в Минск я рассказал об этом другу и бизнес-партнеру Митрию Соркину (сейчас он играет важную роль во всем, что касается производства в нашей компании) — и «Эврика!», мы поняли, что должны делать дальше. До этого мы с Митрием занимались видеопродакшном — снимали презентационные ролики для белорусских компаний. Рынок «классического» видео, на наш взгляд, был перенасыщен. Мы поспешили занять место под солнцем в новой отрасли и переключились на VR-видео.
Первые траты
Все наши сбережения, на тот момент около $ 15 тысяч, мы потратили на 10-камерный риг — устройство, которое позволяет фиксировать камеры под углом, и аксессуары к нему.
Какое-то время я пребывал в эйфории от мысли, что мы теперь «уникальные парни». Но это закончилось, когда Митрий нагуглил конкурентов из Минска. Это было, мягко говоря, неприятно… К слову, теперь эти ребята — наши партнеры по многим проектам, и просто замечательные люди :)
Особых бизнес-знаний у нас тогда не было, «анализировали» так: «че думать, тема — классная!», «ворваться в бой, а там видно будет». Это был 2015 год. Чтобы разогреть рынок, мы соглашались на любые проекты за символические суммы. Один из первых заказов — участие в клипе белорусской рок-группы. Много проектов снимали за свои деньги, например, короткометражный VR-фильм «Белым по черному», который занял первое место на престижном фестиваль в Париже. К слову, на его создание мы потратили $ 7000, и это с учетом того, что вся группа работала бесплатно.
Как появилась и закрылась VR-галерея
Основная проблема виртуальной реальности тогда и сейчас — низкий уровень проникновения устройств на рынок. Их попросту нет. А значит нечем и негде смотреть VR. Что ж, подумали мы, Минску нужен виртуальный кинотеатр, а точнее галерея — и в начале 2017 года открыли галерею виртуальной реальности «ВИР».
Арендовали помещение, разрисовали стены граффити, разработали мудреный логотип и программы погружения в VR — путешествия, несуществующие дивные миры, элитное мировое кино… Люди могли прийти к нам на час-два и перенестись в другую реальность. Цена билета — от 5 до 20 белорусских рублей (примерно $ 2,5−10). В основном, клиенты приходили по сарафанному радио или благодаря соцсетям — человек 20 в неделю.
Буквально сразу же мы поняли, что поторопились, такой проект запускать на нашем рынке было рано. Конечно, мы за него боролись, снижали цены, но ничего не шло, были сплошные «минусы». По сути в то время весь бизнес жил за счет продакшена — рекламных видео в формате 360º. Через год мы отказались от галереи, и в январе этого года открыли Feeling Digital — студию иммерсивных решений.
Наши проекты
Под влиянием Митрия вся команда увлеклась искусством в VR. Есть несколько программ, которые позволяют рисовать, создавать скульптуры, прототипы и все одновременно. И такими программами мало кто умеет пользоваться, а они — мощный инструмент в руках профессионала. Это увлечение переросло в 3 выпуска курсов для художников в виртуальной реальности. Первое мероприятие было за наш счет.
Проекты принесли нам несколько телеэфиров, упоминаний в СМИ и известность в … узких кругах коллег из Западной Европы. Также нам досталось несколько специалистов из числа участников.
В свое время мы придумали новый подвид виара — виртуальные афиши.
Как-то мы снимали один не шибко дорогой рекламный ролик. Клиент очень хотел компьютерную графику, но у него не хватало на это бюджета. Помню, Митрий по телефону немного раздраженно ответил, что мы нарисуем ее в виаре, а потом снимем виртуальной камерой, и будет будто реальная графика. Сегодня мы, конечно, смотрим на тот ролик предвзято… Но по сравнению с тем, что хотел клиент, — это было более чем круто.
Этот же прием мы использовали в видео для мобильных операторов, в обучающих видео для UNDP (программа ООН по энергоэффективным домам в Беларуси). Благодаря ему выиграли тендер у другого подразделения ООН на создание виртуальной экспозиции под ключ. Больше пока о нем нельзя рассказывать, проект будет в сентябре.
Два последних года в рамках кинофестиваля «Лiстапад» организуем день виртуальной реальности, где синхронно несколько десятков человек могут посмотреть самые крутые VR-фильмы со всего мира. Проводим их за свой счет, что довольно тяжело. Но вот в прошлом году нас поддержали спонсоры, благодаря чему мы сработали в ноль.
В нашем портфолио есть работы для таких компаний, как Wargaming.net, «Алютех», БелАЗ, Могилевлифтмаш, крупных российских промышленных предприятий и арт-проекты для европейских заказчиков. Наши основные направления — промышленность, видео, игры, милитари, тренинги, медицина. В них мы и решаем бизнес-задачи, снимаем «боль клиента».
В основном мы работаем с:
1. Крупными промышленными предприятиями. Они, как правило, четко осознают, что «промышленность 4.0» не за горами, а сделанный для нужд маркетинга продукт завтра может стать эффективным инструментом тренинга персонала.
2. Рекламными агентствами, службами маркетинга и pr, digital-агентствами. Мы реализуем проекты под их креативную концепцию.
Около 90% наших клиентов — директ-маркетинг. Сейчас нет нужды в интернет-продвижении, заказных материалах, лучше всего работает личная встреча с руководителем. Хотя в последнее время маркетологи, видя продвижение конкурентов на зарубежных выставках, звонят сами.
В среднем один проект стоит от $ 7 000 до $ 80 000 — и это сильно заниженные цены, по нашим оценкам. У нас не принято платить за креатив, заказчики хотят просчет нормочасов. При этом приносят референсы из США, которые тянут на $ 1,5 млн, и просят сделать такое же за «три копейки».Вот мы и делаем международный продукт за белорусские бюджеты, чтобы насытить портфолио, после чего, конечно, такая работа будет бессмысленной.
Очень много времени мы тратим на коммуникации и ожидания решений клиентов. От момента первого контакта до принятия решения может пройти полгода-год. Иногда кажется, что наши компании принимают решения только когда увидят что-то подобное за рубежом.
Наша команда и конкуренты
Сейчас в нашей команде 8 человек. Неизменными остаемся я с партнером, наш юрист и бухгалтер. В свое время мы заменили всех специалистов: кто-то не захотел встраиваться под изменения в компании (после крена в VR), кто-то не тянул, ну и главное — без огонька в глазах на новом рынке делать нечего. У нас бывает, что люди рисуют в шлеме по 5 часов — отбираем силой, чтобы глаза отдохнули.
В VR-индустрии дефицит специалистов. Мало кто работает с восприятием в VR, а ведь это новое медиа, которое нужно изучать. Ключевые компетенции — как раз-таки здесь, а не в красивых текстурах и движках. Готовых специалистов в сфере нет сейчас. Поэтому приходится растить под себя.
Таких компаний, как наша — не очень много в мире, и мы волей-неволей отслеживаем их деятельность. В основном, там, как и у нас, люди из смежных визуальных профессий, которые организовали лаборатории под крылом какого-то фонда или крупной компании. Мы же пока вынуждены разрываться между каждодневной необходимостью наполнять cash-flow и развитием.
Обидно, когда многие твои идеи реализовываются коллегами из других стран. Нет, они не подсмотрели! Просто исследования приводят к одинаковым выводам, а вот реализовывает проекты тот, у кого ресурсы. Например, в Украине недавно открыли точно такие же арт-курсы, которые когда-то презентовали мы. А в Беларуси они оказались не востребованными.
Планы на будущее
В ближайшее время мы ставим такие цели:
- Уйти на соседние рынки
- В течение года запустить два бизнес-направления, связанных с кинематографом и спортом
- До конца года решить, как нам лучше расти — органически и постепенно, либо с инвестициями и быстро, что по сути означает сдачу части компании.