Еще двадцать лет назад проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. В нашей стране на шестьдесят восемь детей приходится один ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС). Заболевание в 3-4 раза чаще обнаруживается у мальчиков, чем у девочек.
Какие они, дети, имеющие аутистические нарушения? Этих детей легко узнать по взгляду, «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Для них характерны трудности установления зрительного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией, отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, выраженные проявления агрессивности, невладение навыками самообслуживания.
В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте двух месяцев, ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, словно сквозь человека. К сожалению, многие родители стараются не обращать на это внимания, да и врачи не всегда вовремя диагностируют данный синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы, т.к. до года такие дети могут мало отличаться от обычных. Внимательные родители уже через месяц-два после рождения ребенка по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или просто испытывает дискомфорт. Плач детей, имеющих аутистические нарушения, обычно монотонный и невыразительный. Малыш не смотрит в глаза, не активен и не любознателен.
В возрасте одного-двух лет могут появиться первые слова, но ребенок использует их бессмысленно. Ему больше нравиться быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого человека. Эти дети не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.
Несмотря на то, что дети с аутизмом уже до года отличаются от обычных, диагноз часто ставится только после трех лет, до этого возраста все симптомы объясняются странностями поведения.
Иногда кажется, что детям с нарушением аутистического спектра никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле это не так, они нуждаются в общении, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей – помочь им найти контакт с внешним миром.
Несколько рекомендаций для родителей:
- Как можно больше говорите с ребенком;
- Используйте «семейное чтение», чтение с ребенком вслух, обсуждение сюжетов сказок, историй;
- Используйте «совместное рисование» в общении с ребенком. Если ребенок не хочет рисовать сам, взрослый действует руками ребенка. Применяйте прием «закончи рисунок»: взрослый «забывает» нарисовать какую-то деталь, фрагмент рисунка, ребенок дорисовывает;
- Если ребенок ходит в детский сад, чаще посещайте группу: это помогает ребенку чувствовать себя в детском коллективе более уверенно;
- Дома соблюдайте режим дня ребенка: составьте и напишите распорядок дня, повесьте его на видное место;
- Включайте ребенка в жизнедеятельность семьи: обучая его навыкам самообслуживания, постепенно определяйте и расширяйте круг его обязанностей;
- Всегда объясняйте ребенку смысл того, что он должен делать, проговаривайте с ним способы выполнения задания, его последовательные этапы.
- Предоставляйте ребенку возможность получать яркие эмоциональные представления: от просмотренных театральных спектаклей, прочитанных книг, произведений искусства;
- Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:
– выполняйте в строгой, раз и навсегда заведенной последовательности различные процедуры и режимные моменты;
– в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек, предметов на столе.
Родителям ребенка с аутизмом важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
Дети с расстройством аутистического спектра не хуже и не лучше обычных, они просто другие…
С.Н. ЛАСИЦКАЯ, педагог-психолог ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района».