Осиповичский межрайотдел ГКСЭ. О делах семейных
Папа, мама, сынишка и дочь идут вместе, держатся за руки. Несколько поколений за одним столом у новогодней ёлки. Улыбающиеся лица. Такие образы счастливой семьи рисует нам социальная реклама. К сожалению, реальная жизнь сложнее и не столь радужна. Личные амбиции, застарелые обиды, стереотипы не дают обойти кризис семейных отношений, «отравляя» жизнь части семей. Особенно печально, когда из-за них страдают наши с вами дети.
Говорят, в споре рождается истина. Да, с мудрой мыслью не поспоришь. А как насчет самого процесса? Родители, бабушки, дедушки — все знают, что и как лучше для ребенка, все — большие знатоки психологии воспитания. Перетягивают ребенка, «защищают» один от другого, думая, что несут благо. На самом же деле рвут на части. Представьте, каково это для малыша, быть свидетелем «разборок» близких ему людей, делать выбор между ними и чувствовать себя причиной конфликта. Мы — взрослые, глядя на ситуацию со стороны, можем добавить — не только причиной, но и оружием, и разменной монетой. Потом же сами удивляемся, откуда у молодого поколения столько агрессии, склонности к саморазрушающему поведению, раннего алкоголизма, наркомании, суицидов, разводов. Вроде бы не голодаем, и войны нет. Если не учитывать душевного голода — чувства пустоты, отсутствия любви, ожесточенных «боев» за закрытыми дверями и зашторенными окнами.
Примеры разные: муж с женой развелись. Где остались былые чувства нежности и любви? Страшные обвинения сыплют они в адрес друг друга. Отец хочет отобрать ребенка у матери. И вот, пожалуйста, теперь она «пьяница», а он — «садист». Или бабушка, души не чающая во внуке, с одной стороны, и невестка — с другой, борются за «родную» кровь. Одна пытается запретить общаться с ребенком другой. И вот уже «старая выжила из ума», а «эта разбила жизнь сыну и портит жизнь внуку».
В последнее время всё настойчивее с экранов телевизоров, газетных полос нам говорят о защите прав ребенка, о формировании правового общества и самосознания, о подготовке специалистов в области юриспруденции, психологии специализирующихся на брачных отношениях, воспитании детей. И это не пустые слова. Неуклонно растет потребность в детских психологах, семейных психотерапевтах, увеличивается количество обращений в суды с исками об участии в воспитании ребенка, определении места жительства детей. Немаловажную, а порой решающую роль в решении данных проблем приобретает судебная экспертиза. Все чаще в управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области поступают определения о проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы лиц, спорящих о том, кому и как воспитывать их собственного ребенка. На разрешение так называемой «экспертизы семьи» выносится порой один десяток вопросов, составленных с участием адвокатов стороны истца и ответчика. Суть их сводится к определению психологических особенностей, психических отклонений у кого-либо из сторон, которые негативно сказываются на развитии личности ребенка и его психическом здоровье. Для ответа на вопросы суда приходится не одну неделю «ломать голову» комиссии государственных судебных медицинских экспертов — психиатров и психологов. Независимость экспертов, их компетентность, беспристрастное изучение всех обстоятельств дела позволяет дать объективную оценку проблемной социальной ситуации. По результатам экспертного исследования суд (только суд!) принимает решение об установлении ограничен времени общения с ребенком одной из сторон, определяет место жительства ребенка, удовлетворяет, а нередко и отклоняет исковые требования. Казалось бы, отбоя не должно быть от желающих воспользоваться знаниями специалистов, защитить с их помощью свою репутацию, благополучие ребенка. Однако дело обстоит иначе. Удивительно то, что людей, дошедших в делах семейных до суда, останавливает стоимость экспертизы, сумма которой (к примеру, экспертизы троих человек) немногим больше одной среднемесячной зарплаты. Хотелось бы верить, что фактор денег способен останови конфликт, вернуть добрые отношения. Будем надеяться на лучшее. Ну а для тех, кто продолжает отстаивать свои права в суде, хочется сказать, что выбранный вами путь требует цивилизованного, профессионального решения вопроса. Коль скоро вы пришли в суд за решением проблемы, возможно, стоит, не считаясь с ценой, подумать, как найти выход из создавшейся ситуации, с минимальным ущербом для психики вашего же ребенка и прислушаться к мнению специалистов.
Дмитрий Григорович,
судебный медицинский эксперт Осиповичского межрайотдела ГКСЭ