Брестский композитор дал новую жизнь музыке Наполеона Орды

Источник материала:  
14.07.2018 15:04 — Разное

Мы привыкли к тому, что музеи возвращают нам прошлое через видимые и осязаемые вещи. Музыкальная культура прежних времён тоже находит путь к современникам. 


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news57240.php

Брестский композитор дал новую жизнь музыке Наполеона Орды

Сравнительно немногие современники Наполеона Орды могли слышать его музыку, хотя бы потому, что рояль или фортепиано были роскошью. Сейчас его музыка стала намного доступнее. О том, как это получилось, «БВ» в рамках совместного проекта, посвящённого 1000-летию Бреста, рассказали заведующая научно-просветительным отделом областного краеведческого музея Зинаида Кульша и брестский композитор и музыкант Виктор Фетисов.


Читать полностью в источнике с фото: http://virtualbrest.by/news57240.php

Брестский композитор дал новую жизнь музыке Наполеона Орды


– Зинаида Ивановна, последние несколько лет в краеведческом музее проводят интересные мероприятия, рассчитанные на разных посетителей. Это встречи с яркими личностями, интерактивные экскурсии, выставки, концерты. Расскажите, как случилось, что именно в музее регулярно стали звучать малоизвестные музыкальные произведения Наполеона Орды, да ещё на баяне и аккордеоне?

– Национальное самосознание и национальная гордость – необходимые условия, духовная составляющая независимости государства. В краеведческом на материалах исторической композиции «История Брестчины с древнейших времён до начала 21 века» создана учебная программа «Уроки в музее. Великой похвалы достойны». Она состоит из девяти занятий, на которых учащиеся знакомятся с жизнью известных людей, оставивших след в нашей истории и культуре, чьи судьбы связаны с нашим краем.

Один из уроков, «Полесский гений», посвящён композитору, педагогу, путешественнику, патриоту и художнику Наполеону Орде. Это имя в Беларуси раньше было хорошо известно узкому кругу искусствоведов, художников, историков и архитекторов. Лет двадцать пять назад об Орде заговорили в связи с юбилеем – 190-летием со дня его рождения.

На родине Орды, в деревне Воронцевичи, теперь Ивановский район Брестской области, началась работа по созданию музея. Инициатором стал руководитель общественного объединения «Фонд Наполеона Орды» Виталий Климук, он понимает огромное значение культуры в жизни любого общества, ценитель и хранитель творчества наших земляков. Виталий Андреевич помогал брестским художникам проводить пленэры и выставки, посвящённые Наполеону Орде, Адаму Мицкевичу. 2007 год объявлен ЮНЕСКО Годом Наполеона Орды. В 2009-м вышла книга брестского исследователя Леонида Нестерчука «Наполеон Орда». Так началось возвращение нашего знаменитого земляка на родину.

Велико его наследие. Он внёс неоценимый вклад в сохранение исторической и культурной памяти Беларуси, Польши, Украины. Создал больше тысячи архитектурных пейзажей, в том числе двести белорусских. Поэтому Орда более известен как мастер архитектурного пейзажа. Велика была неутолённая тоска по утраченной родине, Крашевский писал Орде по поводу вышедших альбомов с рисунками: «Эти пейзажи – единственный сбор в своём роде. Не знаю человека, который бы отважился на нечто подобное. Мы испытывали настоящий восторг, разглядывая их, вспоминая родные места. Благодарю вас за эту чудесную работу».

На уроке «Полесский гений» учащиеся знакомятся с биографией Наполеона Орды, рассматривают альбомы с рисунками, которые интересны сегодня не только специалистам.

Многогранен талант Орды. Урок завершается концертом, на котором звучат полонезы композитора в необычном исполнении: не на рояле, как было принято в то время, а на аккордеоне или баяне.

Концерт подготовил брестский композитор и музыкант Виктор Фетисов, автор 16 музыкальных альбомов. В последний его альбом вошли восемь полонезов Орды, переработанные для исполнения на баяне.

Интересно наблюдать за реакцией детей. Ведь большинство из них впервые слышат имя композитора и его музыку, которой почти 200 лет, в исполнении современного композитора. Приятно осознавать, что цели достигнуты: дети не только узнали новые имена, но и получили неожиданные эмоциональные впечатления от прикосновения к высокому искусству, ощутили вкус хорошей музыки, поэзии, живописи. Они приходят к пониманию: нам есть чем и кем гордиться.

– Какие ещё мероприятия, на которых звучат полонезы Орды, проходят в краеведческом музее с участием Фетисова?

– Да, Виктор Васильевич увлекает своих слушателей, и они соглашаются, что полонезы, написанные для фортепиано, прекрасно звучат на баяне и аккордеоне.
Кроме уроков «Полесский гений», «Отчизна дум моих» – посвящён Адаму Мицкевичу, – Полонеза для рыцарей свободы и независимости» – о создании государственности и борьбе за независимость: от Миндовга до Костюшко, – интересно прошли тематические вечера «Романтизм в музыке 18–19 вв.» и «Музыкальные вечера в доме Жозефины Орды».

На концерте вместе с произведениями Наполеона Орды звучала музыка Шопена, Огинского, Шуберта. Мероприятие «Музыкальные вечера в доме Жозефины Орды» мы посвятили матери композитора. Париж стал центром белорусско-польской эмиграции после разделов Речи Посполитой и восстания 1930–1931 годов. Здесь Орда знал многих музыкантов. Жозефина была первой учительницей музыки, хранительницей его таланта. Зная о затруднительном материальном положении сына, она посылала ему деньги. Орда писал музыку, издавал за свой счёт сборники, доходы от которых предназначались бедным землякам, таким же эмигрантам, как он сам. При случае он передавал матери свои произведения.

В доме Жозефины собирались старые друзья, родственники, и она, как хорошая пианистка, устраивала музыкальные вечера. Любимыми её произведениями были, конечно, полонезы сына. А полонез «Прощание с родиной» Михаила Огинского стал отражением её душевного состояния.

– Есть ли у вас ещё с Фетисовым совместные планы?

– Виктор Васильевич давний друг и помощник музея, бесплатно даёт концерты в разных учреждениях. Я очень рада, что в музее он познакомился с творчеством Орды. Его музыкальное наследие известно меньше, чем художественные работы, и хочется сказать большое спасибо Виктору Фетисову за его большую и нужную работу: он представляет брестской публике музыкальное творчество Наполеона Орды. Фетисов дал новую жизнь полонезам нашего земляка.

В учебном году приглашаем на урок «Отчизна дум моих», который посвятим 220-летию со дня рождения Адама Мицкевича. Эпическая поэма «Пан Тадэвуш» – это и прощальный гимн, и плач, и радость, и боль, тоска и надежда поэта, связанные с малой родиной. Он оставил в лучшем, как он считал, произведении свою затаённую мечту:


О, каб дажыць мне да гэтай уцехi,
Каб трапiла кнiга ў дом кожны пад стрэхi
І каб чыталi яе сялянкi
Простую кнiгу, як іх калыханкi.

Благодаря нашему дуэту с Виктором Васильевичем мечта великого поэта, надеюсь, начнёт сбываться.


– Виктор Васильевич, вы на сегодня самый плодовитый композитор-песенник в Беларуси. Как случилось, что вы стали выступать в краеведческом музее с совершенно новой программой – полонезами Наполеона Орды?

– Когда ко мне обратилась с просьбой заведующая научно-просветительным отделом музея Зинаида Кульша сыграть несколько произведений Орды для учащихся, я сразу согласился. Мне самому стало интересно, когда посмотрел музыкальный сборник полонезов композитора. Я открывал для себя его и как человека. Процесс подготовки так меня увлёк, что я несколько суток подряд без сна трудился над переложением партитуры, написанной для фортепиано.

Переложил музыку Орды баяна и аккордеона, для ансамбля народных инструментов. И это оказалось востребованным. Мне нравится представлять музыкальное наследие Наполеона Орды. Концерты проходят в краеведческих музеях, библиотеках Бреста, Иваново, в музее-усадьбе Орды в Воронцевичах. Уже два года исполняю восемь его полонезов. Композитор не мог даже представить себе и тем более мечтать, что его произведения будут звучать через два века на родной земле на баяне и народных инструментах. Таких тогда просто не было.

– Чем привлекли вас полонезы?

– Очень люблю классическую музыку. Прочитав партитуру четырнадцати полонезов, которые были напечатаны в 1883 году, после смерти Орды, и переизданы в 2007 году, я загорелся. Все полонезы композитор посвящал родным и друзьям. Полонез 31 он посвятил Камилле Марцинкевич, дочери писателя Дунина-Марцинкевича, которая была почитателем и тонким импровизатором музыки Орды. Полонез 3 посвящён Ирене Альшевской, 34 – Тытусу Альшевскому, пятый – сестре Эмилии Куженицкой, шестой – Леоните, жене сына, восьмой полонез – жене Ирене, десятый – другу Зубликевичу и тринадцатый – Юзефу Крашевскому.
Полонезы подчёркивают возвышенное отношение Орды к тем, кого он любил и уважал.

– Виктор Васильевич, что бы вы хотели сказать в завершение нашей беседы?

– Я хочу дарить нынешнему поколению талантливую музыку Наполеона Орды, в которой отразилась прекрасная эпоха расцвета в искусстве, эпоха высоких человеческих устремлений, целей и отношений, эпоха романтизма.

В музейном пространстве как нигде чувствуешь, как сплетаются в своём новом звучании прекрасное прошлое и современность.

←81-летний тренер Виктор Корчагин: по какой программе будет идти работа в женской сборной Беларуси — озвучить пока не готов. Сам не знаю

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика