Кто прав? Дорожники или автомобилисты?
Свислочане до сих пор не могут смириться с параметрами искусственных неровностей, нанесенных по улицам Первомайской и Калиновского. Безусловно, подобные устройства на дорогах вблизи нерегулируемых пешеходных переходов должны быть. Так называемые лежачие полицейские концентрируют внимание водителей, вынуждают их снизить скорость движения.
Искусственная неровность (неофициальный термин «лежачий полицейский» – от английского sleeping policeman) – элемент принудительного снижения скорости транспортных средств, одна из мер успокоения дорожного движения. Термин пришел из Англии и изначально назывался «спящий полицейский».
Впервые искусственные дорожные неровности (ИДН) или «лежачие полицейские» стали применять в США в начале XX века для принудительного ограничения скорости движения автомобилей на опасных участках дорог. В то время страна переживала бурную и массовую автомобилизацию, и владельцы фермерских хозяйств, мимо которых проходили автомобильные дороги, были весьма озабочены сохранностью домашнего скота, который нередко оказывался под колесами проезжающих автомобилей.
К сожалению, искусственные неровности на вышеназванных участках не только призывают водителей быть бдительными, но и отпугивают их. Чтобы лишний раз не «травмировать» свое транспортное средство, автомобилисты стараются данные улицы объезжать другим маршрутом.
Что по поводу искусственных неровностей думают свислочане, у всех ли одинаковое мнение на этот счет? Это мы выяснили в ходе небольшого опроса.
Галина:
– По Первомайской я езжу очень редко, поэтому мне очень сложно что-то сказать. Что касается искусственных неровностей, нанесенных на улице Калиновского, меня все устраивает. Думаю, что многое зависит от марки автомобиля, его конструкции, в первую очередь типа подвески. Проезжая «лежачих полицейских», дискомфорта не испытываю.
Нина:
– Конечно, искусственные неровности, которые нанесены ранее, к примеру, по улице Цагельник, гораздо удобнее: плавный подъем, точно такой же спуск. Чтобы проехать «лежачих полицейских» по названным вами улицам, скорость необходимо снизить практически до полной остановки автомобиля. Скорее всего, мы не привыкли к таким параметрам искусственных неровностей, поэтому и испытываем дискомфорт.
Александр:
– Очень неудобные искусственные неровности. Давайте представим, что подобные были бы по всему городу. Подвески автомобилей явно быстрее выходили бы из строя.
Владимир:
– При монтаже данных искусственных неровностей явно допущены какие-то отклонения от нормы. Это первые «лежачие полицейские», которые доставляют свислочанам неудобства. Они, безусловно, необходимы, но стоит пересмотреть их угол наклона.
Нами были произведены замеры данных искусственных неровностей, которые показали, что ширина основания «лежачих полицейских» равна 0,9 м, высота – 0,06 м, а к середине проезжей части еще выше. Согласно СТБ 1538-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические условия», минимальная ширина основания конструкции криволинейной искусственной неровности должна составлять 0,5 м, высота – 0,05 м. В предыдущей редакции СТБ 1538-2005 эти стандарты были другими: допустимая ширина основания была 1 м, высота – 0,065 м. Правда, есть одно «но»: технические требования, прописанные в СТБ 1538-2013, являются рекомендуемыми и могут изменяться в зависимости от вертикальной инерционной перегрузки. Она определяется по формуле и зависит не только от ширины основания и высоты конструкции, но и от максимально допустимой скорости движения на данном участке.
Судя по тому, что максимально допустимая скорость движения на данных участках составляет 40 км/ч, то высота конструкции не должна превышать 0,055 м. А это уже расхождения. Возможно, именно из-за данных погрешностей искусственные неровности по улицам Первомайской и Калиновского такие крутые и неудобные для переезда. Будем надеяться, что эти моменты дорожные службы учтут, произведут дополнительные замеры и устранят недостатки.
Рассчитать вертикальную инерционную перегрузку, воздействующую на водителей и пассажиров можно по следующей формуле: F = –0,107 х H х √V х (S² – 2,072S – 15,315), где F – вертикальная инерционная перегрузка, H – высота искусственной неровности в метрах, S – ширина основания, V – допустимая скорость движения (км/ч), 0,107; 2,072; 15,315 – эмпирические коэффициенты. Вертикальная инерционная перегрузка F должна находиться в пределах 0,6–0,7. Для минимизации деформации покрышек колес автомобиля при наезде их на искусственную неровность угол наезда должен составлять от 15º до 45º.
Елена КЕДИК.
Фото автора.