Минкульт ответил на петицию про «антиреставрацию» церквей: мы составляем десятки протоколов
Если церковь в Беларуси попала под реставрацию – это значит, что, скорее всего, на ней появится золотая луковица. Фактически, БПЦ меняет внешний – исторический – вид зданий и просто уничтожает культурное и архитектурное наследие страны. Беларусы сделали петицию, под которой подписались почти полторы тысячи человек, и отправили ее в министерство культуры.
Что ответил минкульт
Министерство рассказало, что написало письмо в БПЦ «о необходимости выполнения религиозными общиной обязанностей в сфере хранения культурных ценностей». Замминистра Александр Яцко пишет, что минкульт выборочно мониторит объекты историко-культурного наследия, а если вдруг обнаруживает нарушения законов, то вместе с местными властями «принимает необходимые меры» в привлечении виновных к ответственности и приведению памятников в соответствие с историческим решением.
А вот фактов, а не рассказов, не так уж и много: министерство кичится десятками административных протоколов (за 2015 год – 58, за 2016 – 73, за 2017 – 47), но реальных результатов фактически нет. В качестве примера работы Яцко привел смену формы купола на историческую в храме в деревне Новый Свержень в Столбцовском районе и рассказы про протоколы за конкретные нарушения. Все. То есть чиновники смогли принять «необходимые меры» к церкви всего лишь один раз. Больше никаких ответов на вопросы о трех десятков объектах, до которых добралась БПЦ, нет. В том числе нет ответа по поводу объекта международного значения, Успенского собора в Жировичах, где из иконостаса убрали декоративные элементы, а исторические иконы заменили на стилизованные под российскую школу иконописи .
Также в ответе сказано о совместной (минкульт – БПЦ) программе сотрудничества на 2018-21 годы, цель которой - регулирование деятельности по реставрации культурных сооружений. Но «с целью принятия меры по сохранению культурных сооружений» министерство дополнительно отправило письмо в БПЦ «о необходимости обеспечения исполнения религиозными общинами обязанностей, определенных защитными обязательствами, недопущения потери отличительных духовных, художественных и (или) документальных ценностей и научно необоснованных изменений памятников культовой архитектуры». Фактически, это снова просто демагогия, как и десятки протоколов. Пока что поступок от властей только один – в деревне Новый Свержень. Собирается ли министерство с исполкомами добиваться сохранения историко-культурного наследия Беларуси или просто будут продолжать лишь говорить об этом – неизвестно.