Какими будут ставка рефинансирования и курс рубля в этом году?
Наиболее вероятный итог заседания Нацбанка 20 июня – ставка останется без изменения, на уровне 10,5% годовых. Впрочем, остается шанс, что она будет снижена, но впервые в истории на минимальную величину – на четверть процента до 10,25%, – полагает эксперт.
Нацбанк осторожен, и для этого есть причины
Александр Сабодин прокомментировал вопрос о том, что Национальный банк в этом году осторожно снижает ставку рефинансирования по сравнению с 2017 годом. Тогда этот показатель снизился с 18% до 11%.
Директор «Альпари Евразия» отметил, что в прошлом году инфляция в годовом выражении активно снижалась – с 9,5% в январе до 4,6% в декабре.
В январе текущего года инфляция дополнительно сократилась до 4,5% в годовом выражении, после чего перешла к росту и в апреле увеличилась до 5%. Но уже в мае, благодаря месячной дефляции, снизилась до исторического минимума в 4,4%.
Регулятор учитывает субъективные оценки населением роста цен и ожидаемый уровень инфляции. По майским опросам Нацбанка, ощущаемый уровень инфляции составил 12,9%, а ожидаемый на год вперед – 11,4%, то есть более чем в два раза выше фактической инфляции.
Мешают снижению ставки и глобальные тенденции. Ожидания продолжения роста ставки ФРС США привели к глобальному оттоку капитала с развивающихся рынков в пользу доллара.
Борясь с этим оттоком, за последние месяцы свои ключевые ставки подняли Малайзия, Чехия, Мексика, Саудовская Аравия, Кувейт, Аргентина, Румыния, Филиппины, Турция, Пакистан, Индонезия и Индия. Чуть ли не единственной страной, снизившей в недавнее время ставку, остается Казахстан. ЦБ России в минувшую пятницу отказался от снижения ставки.
Рост потребительского кредитования не опасен для экономики
Александр Сабодин отметил, что ситуация с кредитами для физических лиц на фоне развития экономики и действий финансового регулятора на текущем этапе не представляет опасности.
Задолженность населения банкам только начала расти после спада в 2015-2016 годах, кода страна находилась в рецессии. Помимо этого, в последние годы монетарные власти проводят достаточно взвешенную, осторожную денежно-кредитную политику, что не позволит ситуации выйти из-под контроля.
Рост кредитного портфеля физлиц происходит на фоне макроэкономической стабилизации, замедления инфляции, роста ВВП.
Помогает держать под контролем ситуацию с кредитами и введенное Нацбанком требование соотносить выплаты по кредитам с общим доходом его получателя.
Каким будет курс рубля?
Говоря о ситуации на валютном рынке, Александр Сабодин отметил, что наблюдается устойчивая стабилизация. С начала года доллар прибавил к белорусскому рублю менее 2%, евро снизился более чем на 1%, а российский рубль потерял к белорусскому около 7,5%. Валютная корзина снизилась к началу года приблизительно на 3,5% и вернулась к уровням августа прошлого года.
Основа укрепления белорусского рубля – положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, а также превышение продажи валюты над покупкой, прежде всего за счет валютных сбережений населения.
Пока что денежные власти проводят взвешенную и осмотрительную денежно-кредитную политику, не используют печатный станок, ограничили директивное кредитование, искусственно не разгоняют зарплату, устойчивости рубля ничто не угрожает.
Рубль, вероятнее всего, будет в долгосрочном периоде снижаться, но без скачков, плавно, приблизительно пропорционально инфляции, которая сама по себе в последние годы замедляется.
Со стороны нынешней денежно-кредитной политики угроз для рубля не видно.
Как изменение цен на нефть повлияет на белорусскую экономику?
Александр Сабодин во время онлайн-конференции напомнил, что в мае нефть Brent несколько раз предпринимала штурм отметки в $80 за баррель. Вслед за ценой на нефть растет и стоимость нефтепродуктов.
Подорожание нефти очень благоприятно сказывается на нашем экспорте и притоке валюты в страну.
При этом косвенным эффектом от роста нефтяных цен может стать рост спроса в России на белорусскую продукцию.
Но положительный эффект не будет длиться вечно. С майских максимумов цены уже снизились до $72-74 за баррель.
В Вене 22 июня на саммите ОПЕК+ будет обсуждаться вопрос постепенного выхода из соглашения о сокращении добычи нефти. Саудовская Аравия и Россия рассматривают вариант наращивания добычи на 1 млн баррелей в день (после предыдущего сокращения на 1,8 млн баррелей в день). Это может вызвать скорое снижение цен до $70-71 и ниже и уменьшит эффект от предшествующего роста цен.
С одной стороны, это рост входящих цен на сырую российскую нефть, с другой – сокращение экспортных пошлин, остающихся в бюджете страны. Поэтому все актуальнее становится диверсификация белорусского экспорта и уменьшения зависимости экономики Беларуси от конъюнктуры мирового рынка нефти.