Людмила Дружиловская: легендарный врач-терапевт Кобринской районной больницы
Для кобринчан старшего и среднего поколения Людмила Павловна — личность легендарная, и, наверно, нет в городе такого человека, который хоть раз в жизни не слышал о докторе Дружиловской. В нынешнем году Людмила Павловна отпраздновала 90-летний юбилей. Более 50-ти лет врачебной практики, из них более двух десятков лет она возглавляла терапевтическое отделение Кобринской районной больницы, работала на должности главного терапевта Кобринского района. Замечательный врач и настоящая леди – стиль жизни этой женщины до сих пор вызывает восхищение, любопытство … и даже зависть.
Людмила Павловна Дружиловская, заведующая терапевтическим отделением Кобринской районной больницы, в рабочем кабинете
Корреспондент kobrincity.by побеседовал с юбиляршей. История о любви, медицине и большой жизни, вместившей целую эпоху, – бесценный опыт, который может принести пользу тем, кто только начинает жить.
Фельдшер с правом на частную медицинскую практику
– Если говорить обо мне, то нужно, в первую очередь, сказать о моём папе, потому что именно он привил мне любовь к медицине. Именно благодаря ему в нашей семье сформировалась целая династия врачей: дочь - кандидат медицинских наук, внук - врач-кардиолог.
Местечко Городец, где прошло детство Людмилы Павловны, было на то время одним из центров Кобринского повета Полесского воеводства Польши. Отец, Павел Фёдорович Черник, был известным на всю округу фельдшером.
Павел Федорович Черник с супругой и маленькой Люсей
– Папа рос сиротой, воспитывался старшим братом, который окончил уже к тому времени отделение словесных наук Виленского университета по специальности литератор. У него самого была большая семья – пять дочерей, материально было очень тяжело.
Поэтому дать высшее образование младшему брату оказалось ему не под силу. Отец получил среднее медицинское образование по специальности фельдшер с правом на частную практику. На протяжении всей жизни папа не расставался с книгами. Они были всегда на главном месте в нашем доме, важнее, чем хлеб.
Конференции врачей в Варшаве: лекции, книги и презентации препаратов
Павел Фёдорович организовал первую в Городце амбулаторию и больницу. Богатая врачебная практика и глубокие медицинские знания делали его авторитетным человеком не только среди местного населения, но и в среде медиков-профессионалов. В Польше в то время существовала книга, в которой были записаны имена врачей всей страны. И среди них - единственный фельдшер Черник Павел Фёдорович. Каждый год его приглашали на конференцию врачей в Варшаву, и любящий отец брал с собой в эти поездки маленькую Люсю. Там слушали лекции и доклады по медицине, знакомились со специальной литературой. Фирмы имели возможность презентовать медицинские препараты, и пробные партии своей продукции предлагали практикующим врачам в качестве рекламы.
Фельдшер Павел Фёдорович Черник
– Отец оставлял визитную карточку, выбирал медикаменты. Он не успевал ещё приехать домой – приходила бандероль. Все лекарства были бесплатными, каждый образец был рассчитан на полный курс лечения пятерых больных. Отец этими препаратами бесплатно лечил своих пациентов.
И акушер, и терапевт, и стоматолог, и хирург...
Фельдшер начала прошлого века – это и акушер, и терапевт, и стоматолог, и хирург в одном лице. Позвать на помощь могли в любое время дня и ночи. Мог он и роды принять, и женщине с откушенным носом пластическую операцию сделать – вспоминает наша героиня. А потому… уважали и ценили городецкого доктора не только в своём районе, но и далеко за его пределами. Павел Федорович Черник был семейным доктором Марии Родзевич – известной польской писательницы, жившей в имении неподалёку.
– Когда папа женился, то первое время жил вместе с братом и его большой семьёй в дедушкином доме, а позже решил строиться. Городец в то время на половину состоял из евреев, вторую половину составляли крестьяне. Еврейская община узнала о его намерении и направила делегацию с просьбой купить участок земли, принадлежащий раввину, который переехал жить в Америку. Делегаты сказали, что уже несколько лет ищут человека, достойного построить дом на этой земле. Настолько отца уважали!
Польский, русский, немецкий и фортепиано…
Мама Людмилы Павловны, педагог по образованию, с приходом советской власти стала домохозяйкой. Комиссары предложили ей работу учителя, но потребовали убрать из дома все иконы – она отказалась. Нина Макарьевна полностью посвятила себя семье: дочь Людмила и сын Игорь росли в тёплой домашней атмосфере. Почётное первое место в системе родительского воспитания занимала Любовь к Богу и людям. Позже, зёрна вечных духовных ценностей проросли и принесли богатые плоды.
Людмила с братом Игорем
– В шесть лет я пошла в школу, польский язык был основной, русский язык помог освоить дядя, дополнительно занималась с педагогом по общему развитию. Во втором классе к программе добавились немецкий язык и фортепиано.
В полесской глубинке начала XX века Люся Черник получила великолепное музыкальное образование. Уроки игры на фортепиано ей давала педагог от Бога – настоятельница располагавшегося неподалёку католического монастыря.
– Моя наставница была представительницей княжеского рода, в юности окончила Венскую консерваторию. За 10 лет она научила меня понимать музыку, тонко чувствовать её.
Немецкий язык помог: «Я спасла дом, когда немцы пришли его взрывать…»
– Знание немецкого языка очень помогло во время войны. Я спасла дом, когда немцы пришли взрывать мост, находившийся неподалёку, они намеревались взорвать и наш дом… Пьяный немец пришел к нам в дом и принялся бить красивую посуду, я спросила его, что он делает. Он ответил, что этот дом будет взорван так же, как и мост. И тогда я на чистом немецком языке принялась ему объяснять, что мы этнические немцы, едем в Германию, а папа уехал за транспортом. Немец поверил – мост взорвали, а дом наш остался невредим.
Фельдшера часто просили помочь раненым партизанам. Он брал юную Люсю с собой, и, когда немцы останавливали, девочка на немецком языке говорила, что этот доктор едет принимать роды, что он боится партизан и поэтому берёт её с собой. И их пропускали.
Семья Черник: Павел Фёдорович, Нина Макарьевна, дети - Людмила и Игорь
Дети, этот человек неграмотный – учитесь у него мудрости
– Однажды папа привёл домой старика и сказал: «Дети, этот человек не- грамотный – учитесь у него мудрости». Мы угощали пожилого человека и слушали его, и очень много полезного я получила от этого старика. Отец учил уважать людей, а не занимаемую должность.
Протягивает руку – Толик Дружиловский. Я кладу свою руку в его ладонь – Люся Черник
В послевоенные годы Людмила продолжила учиться в Антопольской школе, к слову, в 7 классе никогда не была, пошла сразу в 8, чтобы сэкономить время. Перелом в жизни наступил, когда девушка впервые перешагнула порог 9 класса Кобринской школы.
Одноклассники: Людмила Черник в центре первого ряда, Анатолий Дружиловский крайний слева
– Девочки меня окружили, стали расспрашивать, кто я, откуда. Вдруг открывается дверь, влетает парень, протягивает руку – Толик Дружиловский. Я кладу свою руку в его ладонь – Люся Черник. И с тех пор мы всю жизнь были вместе. Говорить обо мне без него невозможно.
В школе Людмила была круглой отличницей, но на экзамене написала слово «тюрьма» без мягкого знака, подумала, что такое страшное слово не может писаться с мягким знаком. Из-за этой ошибки Люся Черник лишилась золотой медали.
«Сын попа» не имеет права получать высшее образование
Анатолий был одарённым и старательным учеником, однако на выпускном экзамене случилась настоящая трагедия. В его сочинении по русскому языку кто-то поставил лишние знаки препинания, в результате – двойка. Позже оказалось, что всему виной было его происхождение. Отец Анатолия Дружиловского был священником в единственном действующем православном храме города Кобрина, Петро-Павловской церкви, более того, он был потомком рода священников. Тогда считалось, что «сын попа» не имеет права получать высшее образование.
Протоиерей Леонид Дружиловский, матушка Мария Прокофьевна, сыновья Александр и Анатолий с супругой Людмилой
— Отец хотел отправить его в училище, но я сказала: «Нет! Толя получит высшее образование!». Я пошла к его родителям и предложила поступить в вечернюю школу г. Бреста заочно. Так они и сделали.
В анкете Анатолий Дружиловский назвался сыном служащего, и, к слову сказать, он не слукавил, ведь его отец в то трудное время нёс бремя самого важного служения. Родители юноши уехали из Кобрина за 250 км, никогда ему не писали и не слали посылок – старались никак себя не проявлять, чтобы не навредить сыну. Анатолий тяжело работал – грузил вагоны, продал часы и пиджак. И он поступил! В Львовский политехнический институт на электрохимико-механический факультет.
Желание помогать людям взяло верх над любовью к искусству
Окончив школу, Людмила отправилась поступать в Львовский медицинский институт, но споткнулась на экзамене по литературе, не сумев назвать фамилию украинского классика. Экзаменатор решил, что пробел в литературных знаниях не позволит ей стать настоящим врачом. После первого промаха Люся решила поступать в Львовскую консерваторию и великолепно выдержала экзамен – играла Баха, Грига, сонаты Бетховена – её приняли. Но желание помогать людям взяло верх над любовью к искусству.
— Я должна быть там, где людям тяжело, так меня учили мои главные воспитатели – папа с мамой. Я решила, что хочу быть только врачом, и уже через год оказалась в числе студентов–медиков. Мы с будущим мужем стали студентами, учились в одном городе, казалось, о большем счастье нельзя было и мечтать.
Студенческие годы во Львове. Анатолий Дружиловский, Людмила и Игорь Черник
К слову, высокий уровень музыкального образования детей в семье городецкого фельдшера всё же дал плоды. Брат Людмилы – Игорь сделал выбор в пользу искусства. Впоследствии Игорь Павлович стал известным белорусским поэтом и композитором, создал пять народных коллективов.
Выяснилось, что Толя тяжело болен… И тогда я предложила выйти за него замуж
После третьего курса, к удивлению родственников и друзей, влюблённые спешно поженились. До вручения дипломов оставалось ещё несколько лет. Истинную причину знала только Людмила:
— После планового медицинского обследования выяснилось, что Толя тяжело болен – у него туберкулёз. По тем временам это была катастрофа. Для борьбы с болезнью требовалось специальное лечение, строгий режим питания и особые климатические условия. Он смущался, не хотел, чтобы я за ним ухаживала. И тогда я предложила выйти за него замуж.
Молодые супруги Анатолий и Людмила Дружиловские
Невероятно, но молодым супругам, удалось попасть на приём к известному на всю страну профессору медицины. Его рекомендации включали комплекс мер: лекарственные препараты, сухой климат и полноценное питание. При распределении молодая пара выбрала Ташкент – благоприятные климатические условия и безграничная любовь супруги способствовали скорейшему выздоровлению. Анатолий пошел на поправку.
В гинекологию я не хотела идти – там аборты, я этого не могла делать
Людмила перевелась в Ташкентский медицинский институт, где последний курс учёбы совмещала с работой врача родильного зала, так началась медицинская практика Людмилы Дружиловской.
— Случалось такое, что в родильном зале все шесть столов одновременно были заняты роженицами. Я молодая, только в начале медицинской практики – бегаю между ними, стараюсь помочь. Была у меня помощница, санитарка тётя Дуся, старший мой консультант. Опытная женщина по внешним признакам, дыханию и голосу пациентки могла определить, на какой стадии находится процесс. Это очень ответственно и в то же время прекрасно: видеть, как рождается новая жизнь! В гинекологию я не хотела идти – там аборты, я этого не могла делать.
Дома был открыт парадный вход, а дорога усыпана цветами
Тем временем карьера Анатолия Дружиловского складывалась удачно, грамотного инженера заметили и предложили возглавить ремонтно-механический завод. Удалось справиться и с болезнью мужа. В Ташкенте у супружеской пары родилась дочь Ангелина. В 50-е годы отпуск по беременности и родам составлял немногим более 100 календарных дней, и далеко от дома молодым родителям пришлось бы нелегко, поэтому Дружиловские решили вернуться в родные края.
Фельдшер Павел Фёдорович Черник рядом с домом
— Путь с новорожденным ребёнком нелёгкий. Семь дней мы ехали из Ташкента в Москву, затем ещё сутки до Бреста. Папа прислал повозку с одеялами, подъехали к родительскому дому — а там открытый парадный вход, а дорога усыпана цветами.
Это была радость со слезами — так Павел Фёдорович с супругой встречали свою первую внучку.
«Мама просила передать, что я и она обязаны вам жизнью…»
В 1952 году Людмила Павловна стала главным врачом Городецкого участка, который некогда курировал её отец.
— Условия в амбулатории были тяжелыми — всего две палаты: женская и мужская. Одна санитарка и готовила, и убирала, и кормила. Не было даже гинекологического кресла. Однажды к нам поступила роженица, акушерка плохо приняла роды — женщина истекала кровью. Я тогда без всяких на то условий делала ей хирургическую операцию, шила глубокие раны, спасала, как могла... А через 20 лет приходит ко мне парень с букетом цветов: «Мама просила передать, что я и она обязаны вам жизнью…». И таких случаев в моей жизни было много, но этот был первый, и он окрылил меня. Я поняла, как хорошо быть врачом. Ты можешь сделать в своей жизни что-то доброе.
Амбулаторный приём
Начало медицинской практики Людмилы Дружиловской в Кобринском районе
Диабет, астма, воспаление легких – все диагнозы шли в терапию
— В Кобрине медицинская практика началась с работы участковым терапевтом. В участок входили улицы Ленина и Привокзальная. Тротуаров и ночного освещения в те годы не было. Вскакиваешь в яму – полные ботики воды, выливаешь воду и идёшь дальше. Кроме того я работала в роддоме, по ночам дежурных врачей в то время не было, в случае необходимости за мной приезжала «скорая», и я ехала принимать роды.
Но это было славное время…Наш персонал: главврач, завотделением, врачи, сёстры, старшая сестра, санитарки — все были в одной комнате. Всё кипит: тут же стерилизовали инструменты, шприцы. И мы дышали этим паром. Но мне было хорошо, я была счастлива. В Кобрине построили новую больницу. Это было торжество из торжеств!
Людмила Павловна Дружиловская с коллективом после субботника в новом здании Кобринской районной больницы
— А потом какая была радость, когда в Кобрине построили новую больницу. Это было торжество из торжеств! Мы сами мыли, убирали, привозили цветы и кашпо. Старая больница была рассчитана на 50 коек, а в новой было уже 60 мест для стационарных больных. Каждое утро коридор был заставлен поступившими больными. Нужно было кого-то выписать, а кого-то положить. В то время все тяжёлые больные направлялись в терапевтическое отделение, там были почти все диагнозы: сахарный диабет, астма, воспаление легких и так далее. Не было отдельно кардиологии, пульмонологии – все диагнозы шли в терапию.
Людмила Павловна с коллективом
Людмила Дружиловская своим примером учила молодых врачей лечить словом: предельно внимательно относиться к пациентам, разговаривать с больными, поддерживать их. Профессиональная деятельность доктора Дружиловской в советские годы была отмечена на уровне министерства, в 1974 году Людмила Павловна была награждена нагрудным значком «Отличнику здравоохранения». Она непрерывно совершенствовала медицинские знания, была в числе делегатов и участников медицинских съездов и конференций разного уровня.
Людмила Дружиловская в числе делегатов XVI Всесоюзного съезда терапевтов
Молодые врачи среди корифеев медицинской науки Беларуси
Пройдут годы, и сын священника станет начальником УМГ
Пройдут годы и «поповский сын» станет начальником Кобринского управления магистральных газопроводов. Премьер-министр Черномырдин назовёт его «личностью государственного значения». В те годы Виктор Степанович руководил газотранспортной системой страны, и когда возникали проблемы, непременно приглашал в рабочие поездки Анатолия Дружиловского как грамотного и опытного специалиста.
Супруги Дружиловские
Анатолий Леонидович руководил группой специалистов по строительству газотранспортной системы в Болгарии и Польше. Людмила Павловна бережно хранит награды супруга – орден Дружбы народов и Золотую медаль строителя Польши.
– Мужа не стало в 62 года. Без него я потеряла интерес к жизни. Меня не было на рабочем месте месяц после его ухода. Я понимала, что людям, нуждающимся в моей помощи, нужно душу отдавать, подбадривать их, учить, быть радостной – а я не могу… И когда через месяц кассир принёс мою зарплату — наши врачи работали вместо меня — мне стало стыдно, и я пошла на работу. Работа помогла мне легче перенести тяжёлую утрату.
Людмила Дружиловская: «Я лечу, пока человек живой…»
Из 52 лет медицинской практики для доктора Дружиловской важен каждый эпизод: главврач Городецкой амбулатории, врач в Детском доме, участковый терапевт, заведующая терапевтическим отделением Кобринской райбольницы. Тысячи благодарных пациентов и множество спасённых жизней.
– Были случаи, когда пациентов из других больниц выписывали домой умирать, а родственники привозили их ко мне. Я шла в кабинет, молилась Богу – просила помочь, подсказать, что мне делать. И я вспоминала, что читала об этих заболеваниях лет 10 назад.
Выписывала рецепты, их посылали в Германию, оттуда привозили лекарства. Есть один больной, Володя его зовут. Его тоже выписали как безнадёжного, от него остались кожа и кости, ноги были покрыты ранами. Больного этого не хотели брать к нам в больницу, а когда положили, то через три дня потребовали от меня выписать его, чтобы не брать ответственность за смерть пациента.
К тому времени я уже не была заведующей, и сказала: «Дружиловскую ругать не будут. Я лечу, пока человек живой…». Я с ним возилась два года – теперь он водит огромную машину, работает в Москве. Шрамы на ногах остались, но он живёт уже двадцать лет! Мне предлагали писать научную работу, кандидатскую защищать, но мне некогда было писать, мне надо было больных лечить. Я до сих пор переживаю за мою терапию. Для меня это родной дом.
Медицина должна быть душевная – не материальная. Это не заработок!
Людмила Павловна Дружиловская ушла на заслуженный отдых в 79 лет. Многие годы, уже находясь на пенсии, опытный врач-терапевт продолжала помогать людям, давала консультации по телефону, помогала советами своим коллегам. Её опыт богат и бесценен, к её рекомендациям прислушиваются и применяют их на практике.
Людмила Павловна Дружиловская - доктор неприклонного возраста
– Медицина должна быть душевная – не материальная. Надо лечить с мыслью о том, что человеку необходимо помочь, а не заработать. Это не заработок! Сейчас некоторые врачи говорят: нам за милосердие не платят. Молодые люди, когда принимают решение связать свою жизнь с медициной, – знают, что эта профессия не приносит высокого дохода. Значит, нужно либо не идти в медицину, а если пошел, нужно четко понимать, что это служение.
Бывших врачей не бывает, и Людмила Павловна Дружиловская яркий тому пример. Жизнеутверждающая позиция этой женщины впечатляет, а рецепты счастливой жизни просты и понятны: уважение к себе и искренняя любовь к людям. Глядя на эту женщину, хочется жить...!
Новостной портал Кобрина: kobrincity.by