Международный индустриальный парк "Великий камень" вступает в новый этап развития

Источник материала:  
14.06.2018 11:56 — Разное

Китайско-Белорусский парк "Великий камень" вступает в новый этап своего развития, уверенно занимая центральное место на Шелковом пути. Об этом свидетельствует увеличение числа резидентов, знаковые визиты руководителей Китая и закрепление сотрудничества с европейскими партнерами. Как будут реализованы масштабные планы, где ключевые точки роста и каким "Великий камень" будет через 10 лет, в интервью interfax.by рассказал глава администрации парка Александр Ярошенко.

Международный индустриальный парк "Великий камень" вступает в новый этап развития

- Какова на сегодняшний день концепция деятельности парка "Великий камень"? Сохраняет ли парк статус китайско-белорусского или этот проект уже стал многосторонним? Остается ли парк производственной площадкой с льготным налоговым режимом или в перспективе он будет функционировать как логистический хаб?

- Парк представляет собой самый яркий образец плодотворного двустороннего сотрудничества Беларуси и Китая в экономической сфере. При этом проект уже вышел за двусторонние рамки. Сегодня "Великий камень" - это международная платформа для предприятий со всего мира, вне зависимости от страны происхождения капитала.  

Еще в 2016 году доля китайских компаний в парке составляла 90%, компаний из других стран - 10%. На сегодняшний день доли распределены практически поровну, в первую очередь, за счет роста количества европейских компаний, зарегистрированных в качестве резидентов парка.

Поэтому сегодня парк "Великий камень" – это уже многосторонний проект, который открыт для всех стран, но с особой ролью и статусом китайско-белорусских взаимоотношений.

Китай останется наиважнейшим стратегическим партнером парка. Являясь "Восточными воротами" Шелкового пути в Европейский союз, индустриальный парк "Великий камень" является самым масштабным среди всех зарубежных индустриальных парков, которые строятся Китаем. При этом в парке действует беспрецедентный правовой и льготный режим среди всех подобных кластеров на европейском и евразийском пространстве.

Перечисление льгот для резидентов парка занимает несколько десятков страниц. Важнейшими из преференций являются освобождение от налога на прибыль в течение 10 лет с момента ее возникновения и полное освобождение от налога на недвижимость и налога на землю. Кстати, парк "Великий камень" – это единственное место в Беларуси, где инвестор может приобрести землю в частную собственность. И многие резиденты уже воспользовались этим правом. Кроме того, резидент освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Беларусь инвестиционных товаров.

Государство гарантирует беспрепятственные операции с капиталом, специальный режим валютного регулирования. В целом создана комплексная система стимулирования и защиты инвестиций в соответствии с лучшей международной практикой.

Одна важная деталь – указ президента N166, который регулирует деятельность резидентов парка, создавался в самом тесном сотрудничестве с китайскими партнерами. Были учтены все их предложения, которые не противоречат белорусскому законодательству.

- Парк останется производственной площадкой с льготным режимом или перерастет в нечто большее?

- Целью развития этой территории является строительство современного международного эко-города с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом.

Прообразом нашего парка является китайско-сингапурский индустриальный парк в г.Сучжоу, который был создан более 20 лет назад и уже на практике реализовал многие из тех планов и мыслей, на которые мы ориентируемся, т.е. мы видим конкретную цель, к которой движемся.

- Какова география инвесторов? Какие страны лидируют по объему заявленных инвестиций в парк? Какова сумма заявленных инвестиций?

- На сегодня в парке зарегистрировано 36 резидентов. В начале года их было 23. Учредителями 20 резидентов являются компании из Китая, белорусские инвесторы учредили 9 предприятий-резидентов, еще 7 компаний созданы с привлечением капитала из Австрии, ФРГ, Израиля, Литвы, России, США.

По нашей оценке, в этом году количество резидентов вырастет, как минимум, до 40.

Сумма заявленных инвестиций в проект "Великий камень" уже превышает $0,8 млрд, в том числе $0,5 млрд – это инвестиции резидентов, остальное – капвложения в создание и развитие инфраструктуры парка. Надо учитывать один нюанс. Как правило, резиденты озвучивают самые сдержанные прогнозы о сумме инвестиций. Де-факто предусмотренная в ТЭО резидентами сумма близка к $1 млрд, а на практике она будет еще больше.

"Живых" денег уже вложено на $350 млн. Это инвестиции в проекты резидентов и вложения в инфраструктуру парка. Из них бюджетные средства составили $16,9 млн, технико-экономическая помощь КНР – $16,6 млн.

В этом году мы запланировали привлечение не менее $180 млн, в их структуре $90 млн – от компаний-резидентов парка, инвестиции учредителей управляющей компании в объекты инженерной и транспортной инфраструктуры составят около $50 млн.

К концу года накопленные, то есть фактически освоенные инвестиции, сложатся на уровне $500 млн. В их структуре доли резидентов и инвестиции в развитие инфраструктуры сложатся примерно поровну.

Растущий интерес к парку со стороны потенциальных инвесторов из Азии и Европы позволяет нам прогнозировать, что уже к 2020 году объем привлеченных инвестиций вырастет до $2 млрд.

По нашим оценкам, к 2020 году в парке будет зарегистрировано более 100 резидентов, а с учетом сложившейся динамики через 10 лет будет работать более тысячи компаний.

- То есть стратегия снижения для инвесторов порога "входа" в парк с $5 млн до $500 тыс. оправдала себя?

- Да, снижение порога действительно дало положительный эффект. Это открыло дорогу относительно небольшим, но перспективным и высокотехнологичным проектам малого и среднего бизнеса и стало стимулом для ряда новых проектов в парке. И это подтверждается увеличением числа резидентов по сравнению с началом 2017 года более чем в 4 раза.

Кстати, в соответствии с указом N166, администрация парка наделена правом в исключительных случаях регистрировать резидентов с объемом инвестиций менее $500 тыс. Но, повторюсь, это должны быть прорывные проекты с "вау-эффектом".

- Как складывается динамика освоения территории парка?

- На первом этапе, который рассчитан на 2015-2018 годы, территория первоочередного освоения парка составляет 354 га. С удовлетворением отмечаю, что первый этап уже реализован - готовность инженерной и транспортной инфраструктуры стартовой зоны индустриального парка составляет 99,9%. Второй этап рассчитан на период до 2020 года и предусматривает освоение 850 га. Общая площадь парка составляет 112,5 кв. км.

Парк уже живет своей жизнью - начал работу коммерческий и логистический субпарк China Merchants Group с крупнейшим в Беларуси торгово-выставочным центром. В типовом производственном корпусе начинают выпуск продукции первые резиденты. В административном здании работают СЗАО "Компания по развитию индустриального парка", ряд компаний-резидентов, которые реализуют проекты в области научных исследований и разработок. Вскоре в парк переедет и его администрация. В ближайшее время начнет функционировать центр "одной станции", в котором резиденты и инвесторы смогут осуществить все необходимые административные процедуры.

- В каком виде формируется отраслевая структура резидентов парка?

- Отраслевая структура соответствует инновационной направленности парка. Из общего числа зарегистрированных резидентов 11 проектов будут реализованы в сфере электроники и телекоммуникации, электронной коммерции. На машиностроении специализируются 9 резидентов, еще 5 компаний будут заниматься производством новых материалов. В сфере хранения и обработки больших объемов данных работают 5 резидентов, НИОКР – 3, комплексной логистики – 1, еще по одной компании будут работать в производстве медицинского оборудования и фармацевтике.

- Каков текущий и перспективный объем участия белорусских компаний в качестве инвесторов в проекте "Великий камень"?

- Парк однозначно заинтересован в расширении присутствия белорусского бизнеса. К отечественным проектам мы относимся с огромным вниманием и всячески приветствуем их в парке. Такая позиция объясняется очень просто – "Великий камень" создан для развития белорусской экономики.

На сегодняшний день у нас зарегистрированы 9 компаний из Беларуси. Нас такая ситуация не устраивает. В идеале на долю белорусских компаний должна приходиться треть зарегистрированных резидентов, еще треть – китайские компании, и еще треть – компании из других стран.

Но важно понимать – не будет механического переноса существующих крупных производств на площадку парка с целью получения льгот. Критерии отбора резидентов парка "Великий камень" очень жесткие, производство должно быть действительно инновационным и с широким экспортным потенциалом.

- Как складываются отношения с российскими инвесторами?

- Среди учредителей предприятий, которые зарегистрированы в качестве резидентов парка, есть российские компании. Но, безусловно, мы заинтересованы в расширении присутствия российского капитала.

Привлечению российских компаний в наш парк способствует целый ряд факторов. Во-первых, мы наблюдаем беспрецедентное расширение сотрудничества России с Китаем, в том числе для реализации проекта нового Шелкового пути, ключевой точкой которого на пути в Европу является парк "Великий камень".

Во-вторых, инновационный потенциал российских компаний в ряде отраслей очень высок. В-третьих, ряд российских компаний, которые потенциально "вписываются" в концепцию парка "Великий камень", хотят развивать новые направления на мировых рынках. Приход этих компаний в парк и регистрация в качестве резидента Беларуси с учетом выгодного местоположения парка позволит им нарастить присутствие на международной арене.

- В ходе недавнего визита вице-президента ЕБРР Алана Пию в Беларусь был подписан меморандум о сотрудничестве с парком "Великий камень". По каким направлениям будет развиваться сотрудничество с ЕБРР?

- Приход ЕБРР в парк "Великий камень" является знаковым событием и мощным сигналом для мирового сообщества и международного капитала. Договоренности с ЕБРР подтверждают, что в парке присутствуют реальные бизнес-перспективы, "зеленый свет" и полное содействие со стороны государства.

В ходе диалога с вице-президентом ЕБРР Аланом Пию администрация парка была проинформирована, что ЕБРР в ближайшее время приступит к финансированию резидента парка – компании "Грейтдекор". Одним из учредителей этого проекта является известная австрийская компания Kronospan. Заявленный объем инвестиций превышает 25 млн евро, планируется выпуск материалов для деревообрабатывающей и мебельной промышленности способами электронной печати на бумажной и пластиковой основе. Мы уверены, что участие ЕБРР в этом проекте – это только начало. По словам Алана Пию, ЕБРР готов рассматривать возможность финансирования любого проекта в парке "Великий камень".

- Планируется ли сотрудничество с другими международными финансовыми институтами?

- Мы ведем диалог на эту тему с Международной финансовой корпорацией. С начала года в Минэкономики уже прошли две встречи с представителями МФК, где обсуждался вопрос подписания соглашения между администрацией парка и МФК о сотрудничестве. Естественно, мы заинтересованы в таком сотрудничестве и рассчитываем на содействие МФК в прямом финансировании проектов резидентов парка и содействии в привлечении инвестиций.

- Начало сотрудничества ЕБРР с парком последовало практически сразу после вхождения Duisburger Hafen в состав акционеров СЗАО "Компания по развитию индустриального парка". Каковы перспективы сотрудничества с одной из крупнейших в мире логистических компаний?

- Наш парк позиционирует себя как узловая платформа Экономического пояса Шелкового пути, в основе стратегии которой снятие барьеров в торгово-инвестиционном сотрудничестве. В этой связи в транспортно-логистической системе Беларуси планируется развитие мультимодальных международных перевозок между тремя странами – Китаем, Беларусью и Германией, с возможностью присоединения других государств.

Непосредственно в парке для реализации этого проекта предусмотрено строительство и развитие объектов комплексной логистики, а также грузового терминала на территории площадью 59 га и железнодорожной ветки в парк.

В 2015 году резидентом парка стала крупная комплексная диверсифицированная корпорация China Merchants Group. В планах корпорации инвестировать в Беларусь $500 млн для строительства комплексных объектов логистики, без которых невозможно организовать промышленное производство. Уже сданы в эксплуатацию объекты первой очереди современного логистического центра, в состав которого вошли, в том числе, три логистических склада общей площадью 49 тыс. кв.м., технологические площадки для погрузочно-разгрузочных работ на 28,8 тыс.кв.м. и контейнерный терминал площадью 19,5 тыс.кв.м.

Следующим этапом будет строительство на территории парка мультимодального транспортного узла с железнодорожным терминалом. Этот масштабный проект будут совместно реализовывать China Merchants Group и Duisburger Hafen.

Немецкая компания управляет портом Дуйсбург - крупнейшим речным портом в мире, ежегодно обрабатывающим 120 млн тонн грузов. Это основная конечная точка сухопутного Шелкового пути, поэтому порт играет стратегическую роль в концепции "Один пояс – один путь".

Ежемесячно Duisburger Hafen отправляет более 100 составов в Китай, большая часть из которых проходит через Минск. В Дуйсбурге и земле Северный Рейн-Вестфалия работает свыше тысячи компаний с китайским капиталом. В порте Дуйсбург развита производственная логистика: осуществляются операции по дроблению партий, переупаковке, расфасовке товаров, предпродажная подготовка и другие операции.

Белорусская сторона должна соединить строящийся мультимодальный транспортный узел (логистический хаб) с железнодорожной системой. Для этого планируется в 2019 году проложить железнодорожную ветку длиной 4 км от подъездного пути Смолевичи-Шеметово в транспортно-логистическую зону парка.

Таким образом, мы создаем мощный "сухой порт" - мультимодальный транспортный узел на территории парка, который станет органичной частью реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути, позволит выстроить "зеленый коридор" через Беларусь и на практике реализовать статус ключевой точки "Пояса и пути".

Кстати, ЕБРР проявил заинтересованность в участии в этом масштабном проекте и ведет соответствующие переговоры с Duisburger Hafen.

Также министерством транспорта и коммуникаций Беларуси прорабатывается вопрос строительства на территории страны высокоскоростной железной дороги с европейской колеей. Данный проект затрагивает несколько государств, в том числе Польшу, Россию, Казахстан. По данному проекту требуется принятие межгосударственного решения. Это безусловно масштабный и капиталоемкий проект, и для его реализации необходимо создание большого количества сопутствующих объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Реализация этого межгосударственного проекта укрепит логистический потенциал Беларуси.

- Сколько рабочих мест планируется создать в рамках проекта "Великий камень"? Насколько активно планируется привлечение иностранной рабочей силы?

- Мы находимся еще только в начале пути, но уже по действующим резидентам прогнозируется создание порядка 3,5 тыс. рабочих мест. К 2020 году, мы уверены, это количество составит порядка 6,5 тыс.

Резидентам предоставлено право самостоятельно решать вопрос о привлечении иностранной или отечественной рабочей силы, и законодательством им предоставлены соответствующие льготы с учетом стоящей перед парком сверхзадачи - создание инновационных производств, нацеленных на экономику будущего.

При этом практика показывает, что в первую очередь иностранные компании нацелены на привлечение белорусских специалистов. Это объясняется значительными издержками при использовании иностранцев и высокой квалификацией белорусских специалистов.

Интересно, что один из резидентов – американский инвестор создает на территории парка учебный центр для подготовки специалистов на свое производство.

По нашей оценке, средняя зарплата в парке будет как минимум в 2 раза выше средней по Беларуси. Это объясняется высокой квалификацией рабочей силы, которая нужна на инновационных производствах. С другой стороны, наниматели будут проводить жесткий отбор претендентов с учетом специфики деятельности.

- Вы говорили, что обсуждается возможность создания субпарка в "Великом камне". В чем особенность этого проекта и кто может быть его потенциальным участником?

- Концептуально субпарк призван придать дополнительный импульс развитию парка "Великий камень" в целом. Субпарк может создать какой-либо регион или производственный кластер. Появление субпарка означает приход не одного инвестора, а пула знаковых компаний под руководством отдельной управляющей компании. Под такие проекты возможно выделение участка площадью до 100 га.

В марте этого года в рамках Форума торгово-экономического сотрудничества КНР, Республики Беларусь и индустриального парка "Великий камень" в г. Чэнду (провинция Сычуань) я встречался с губернатором провинции Сычуань Инь Ли. С учетом ранее проведенной работы я передал губернатору предложение о создании в парке "Великий камень" Сычуаньского субпарка.

Эта провинция является стратегической с точки зрения оборонной промышленности и развития научно-технического потенциала Китая, наиболее развиты автомобильная и аэрокосмическая отрасли промышленности, и эти направления соответствует приоритетам развития парка.

Поскольку такие масштабные проекты требуют глубочайшей проработки, сейчас проект рассматривается китайской стороной. Также в настоящее время серьезно прорабатывается вопрос о создании субпарков и другими провинциями Китая.

Рассматриваются и другие проекты. Например, мы зарезервировали возможность создания на территории парка фармацевтического кластера. Не исключается возможность создания европейского субпарка.

- Когда в парке планируется начало производственного цикла? Какая продукция будет производиться в рамках пилотного проекта?

- В 2018 году около 10 резидентов парка планируют приступить к деятельности по выпуску товаров и оказанию услуг - это суперконденсаторы, изделия медицинского назначения, НИОКР, деятельность в сфере обработки и хранения больших объемов данных.

Еще 20 компаний-резидентов находятся в активной стадии проектирования или строительства производственных объектов.

- Президент Беларуси оценивал экспортный потенциал парка в $50 млрд ежегодно. Каковы планы по объему экспорта резидентов парка в 2020 году?

- Наращивание экспортного потенциала – это наша первоочередная и важнейшая задача. В целом мы ориентируемся на китайско-сингапурский индустриальный парк в г.Сучжоу, который стал прообразом парка "Великий камень".

Парк в Сучжоу был создан в 1994 году и в настоящее время занимает площадь около 280 кв.км., на территории парка действует порядка 50 тыс. предприятий, население – около 1,3 млн. человек, валовая добавленная стоимость парка за 2017 год - более $35 млрд.

Мы видим успех этого проекта. Мы используем этот опыт. Именно в таком контексте наращивание экспортного потенциала до $50 млрд в год – наша долгосрочная стратегическая цель, к которой мы будем двигаться.

Планируется, что уже в 2020 году объем производства в парке "Великий камень" составит не менее $1 млрд, большая доля будет поставляться на экспорт.

- Как развивается деятельность созданных в рамках технопарка инвестиционных фондов? В каком объеме привлечено финансирование и на какие проекты средства будут направляться?

- Для финансовой поддержки реализуемых в парке проектов нашей совместной компанией из средств учредителей создан инвестиционный фонд в размере $20 млн. Кроме того, компанией China Merchants Group создан инвестиционный фонд в размере порядка $585 млн. Финансирование отдельных проектов парка из этих фондов уже начато -  средства предоставлены НП ООО "Композитные конструкции", ООО "Международная технологическая компания "Интеллектуальное оборудование", СЗАО "Авиационные технологии и комплексы".

Международный опыт свидетельствует, что создание инвестфондов в рамках такого рода парков является серьезным драйвером их роста.

Начавшийся диалог с ЕБРР и МФК позволяет нам надеется, что эти и другие крупные международные финансовые институты могут встроиться в существующие или создадут новые инвестфонды.

- Следует ли ожидать дополнительного импульса к развитию парка "Великий камень" после визита в Беларусь заместителя председателя Китайской Народной Республики Ван Цишаня?

- Визит китайского руководителя такого уровня как Ван Цишань (а это второе лицо КНР) в парк – знаковое событие и для Беларуси, и для парка особенно.

Чтобы оценить масштаб этого события, необходимо рассказать предысторию. Вообще идея о создании комплексной индустриальной зоны была впервые обсуждена на встрече президента Александра Григорьевича Лукашенко с Си Цзиньпином в марте 2010 года, и уже 18 сентября 2011 года государствами было подписано соглашение о Китайско-Белорусском индустриальном парке "Великий камень".

Во время посещения Беларуси в 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что индустриальный парк "Великий камень" должен стать жемчужиной Экономического пояса Шелкового пути.

Экономический пояс Шелкового пути объединяет транспортное сообщение, торговлю, инвестиции и финансы всех стран Европы и Азии. Данная инициатива охватывает территорию с населением около 3 млрд человек, обладает огромным рынком и потенциалом развития.

Особое место парка на Экономическом поясе Шелкового пути обуславливает также членство Беларуси в ЕАЭС и соседство с Евросоюзом, что позволяет инвесторам как с Востока, так и с Запада рассматривать наш парк как площадку для выхода на рынки этих двух интеграционных объединений.

Ван Цишань высоко оценил достигнутые парком в столь сжатые сроки результаты. Он высказал идею, которая является очень важной для понимания роли нашего парка в инициативе "Один пояс – один путь". По его словам, "Великий камень" является примером плодотворного сотрудничества. И странам, которые еще не сформировали свою позицию по вопросу участия в этой инициативе, надо просто увидеть своими глазами наш парк.

Поэтому справедливо считать, что данный визит Ван Цишаня, а также состоявшаяся недавно поездка главы государства в Китай, несомненно, придаст серьезнейший импульс углублению и расширению нашего сотрудничества с Китаем и привлечению новых инвесторов в парк. Крупный китайский и международный бизнес внимательнейшим образом следит за такими событиями и делает правильные выводы о серьезности, масштабности и перспективах проекта, а значит, и о возможности развивать свои новые бизнес-направления в парке.

В ходе визита Ван Цишаня рассматривались три инициативы, которые непосредственно связаны с деятельностью парка "Великий камень". В первую очередь, его поддержку получил проект по созданию транспортного "зеленого коридора", что позволит сократить время транспортировки товаров из Китая в Европу и обратно с 10-15 до 4-5 дней. Также удалось получить одобрение Ван Цишаня на приход одной из провинций Китая в статусе субпарка. Кроме того, поддержана идея создания субпарка города Ханчжоу – это родина корпорации Geely Automobile Holdings. Предполагается, что может быть создан субпарк, в состав которого войдут около 10 компаний-производителей автокомпонентов, они будут поставлять свою продукцию, в том числе, и на европейский рынок.

- Каким вы видите город "Великий камень" через 10 лет?

- Совершенно верно, через 10 лет "Великий камень" станет городом - современным, высокотехнологичным, с инновационной промышленностью, с развитой социальной инфраструктурой, зеленым, экологичным и удобным для проживания городом.

В соответствии с разработанным генеральным планом парка у нас определены жилые, общественные, производственные и ландшафтно-рекреационные зоны, а также территории инженерно-транспортных коммуникаций.

Возможно это будет неожиданно, но главное место в парке "Великий камень" отдано не производственной, а ландшафтно-рекреационной зоне. Почти треть территории парка остается "зеленой". На долю промзоны приходится 24% территории, еще 15% - инженерные и транспортные коммуникаций, жилая и общественная зоны составят соответственно 10% и 9%.  Оставшиеся 9% - это сохраняемые территории (населенные пункты и садоводческие товарищества в границах парка).

Уже сейчас ведется проектирование первого жилого квартала возле д. Быкачино, в котором будет проживать порядка 6 тыс. чел., как в многоквартирных (5-8 этажных) жилых домах, так и в домах усадебного типа. Всего в квартале планируется построить около 2 тыс. квартир.

В новом жилом районе исключены сквозные внутриквартальные проезды и запланирована развитая организация пешеходных и велодорожных связей жилых домов без пересечения с автомобильными дорогами. Естественно, предусмотрены и все социальные объекты - общеобразовательная школа на 880 мест, два детских сада-яслей на 160 мест каждый, аптеки, объекты почтовой связи, отделения банков, страховые организации, магазины, жилищно-эксплуатационные службы и т.д.

В настоящее время ведется проектирование поликлиники, которую планируется построить и оснастить за счет безвозмездной технико-экономической помощи КНР. И, как первая ласточка в реализации этих планов, уже начинается строительство первого 156-квартирного (5-6-этажного) жилого дома со встроенными общественными помещениями (фельдшерский пункт, парикмахерская, опорный пункт правопорядка, отделение почтовой связи, приемный пункт бытового обслуживания, аптека и ЖЭУ).

На первом этапе развития парка предусматривается проживание 10 тыс. человек на его территории. В бизнесе, логистике и на производстве будет задействовано порядка 15 тыс. человек, часть из них будут приезжать в парк из Минска, Смолевичей и других близлежащих населенных пунктов.

Для этого планируется построить скоростную магистраль, которая дополнительно свяжет г. Минск (ул. Ваупшасова), парк и Национальный аэропорт. Также зарезервировано место для строительства скоростного трамвая Минск-Сокол-Парк-Аэропорт.

В целом, создаваемая инфраструктура парка соответствует существующим городам с населением 50 тыс. чел.

Через 10 лет в парке полностью должна быть сформирована и зона общественной застройки (объекты общегородского значения): крупные торговые и культурные центры, рестораны, гостиницы, офисные здания, выставочные центры, зона оптовой торговли и др.

Ну и конечно, город "Великий камень" будет экологически чистым городом, несмотря на большое количество производств в нем. Генплан строительства парка предусматривает очень жесткие условия к экологичности размещаемых здесь предприятий. В настоящее время практически завершено строительство очистных сооружений парка, стоки из которых будут отвечать рыбохозяйственным требованиям. Кроме того, указом президента предусмотрена обязательная экологическая экспертиза каждого проекта.

СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" была проведена огромная работа по внедрению в парке системы европейского сертификата объединенной системы экологического менеджмента и аудита EМAS (Eco-Management and Audit Sheme) и системы менеджмента охраны труда и производственной безопасности ОHSAS (Occupational Health and Safety Management System). Компания пока остается единственной в Беларуси, получившей сертификат EMAS Евросоюза, и это является свидетельством нашей образцовой экологической направленности.

Таким образом, через 10 лет наш парк будет представлять собой город-сад с высокоразвитым инновационным производством и развитой комфортной социально-культурной сферой, удовлетворяющей самым взыскательным вкусам как бизнес-кругов, так и населения.

 

←Skoda Kodiaq RS установил рекорд Нюрбургринга

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика