Как придумать удачную идею: разработчик сайтов 11 лет генерирует вдохновение по этой схеме

Откуда черпать интересные, работающие идеи? Роман Нестерович, директор компании «Медиа Лайн», делится примером из практики. Посмотрите, какие действия совершает его команда, когда нужно определиться с техническим заданием на разработку сайта.
Такой же простой подход можно использовать и в других направлениях. Например, думая на дизайном, названием, концепцией продукта.
— За 11 лет работы наша компания выработала простую схему генерации концептов и идей для новых проектов.

Директор компании «Медиа Лайн»
Предлагаем вашему вниманию внутренний чек-лист. Им вы можете пользоваться в своей компании, например, составляя техническое задание на производство сайта.
1. Отраслевой анализ сайтов конкурентов. Список анализируемых сайтов мы разбиваем на следующие группы:
- 2−3 сайта местных компаний — лидеров отрасли, 3−4 сайта местных компаний, но молодых, начинающих бизнесов
- Русскоязычные компании из стран бывшего СССР
- Сайты известных компаний из США и Европы в количестве 5 — 7 максимум. В некоторых случаях будет актуальным посмотреть на восточные рынки. Количество указано весьма условно.
Наша задача — составить список удачных решений, возможность применения которых мы рассмотрим на собственном проекте. А также — обязательно — список неудачных решений, опыт которых мы ни в коем случае не хотим повторить.
Почему мы смотрим в том числе сайты молодых компаний? Нередко именно там можно увидеть свежие и не приевшиеся решения, которые побоялись использовать более крупные игроки по ряду причин. При этом не надо упускать из виду и основных, самых сильных конкурентов. Благодаря большим бюджетам и четко выстроенному маркетингу они могут позволить себе реализовать интересные вещи.
2. Региональные конкурсы, интернет-премии. На сегодня есть довольно много конкурсов, где оцениваются и награждаются разработанные за последний год веб-проекты. Рекомендуем обратиться к следующим ресурсам:
- Конкурс сайтов от Рейтинг Рунета
- Конкурс сайтов от Рейтинг Байнета
- Золотой Сайт
Изучите 6−8 лауреатов за последние два-три года из вашей категории (корпоративный сайт, интернет-магазин, веб-сервис и т.д.). Сравните тренды, которые правят на нашем и западных рынках. Определите, по какому пути хотите пойти вы — использовать работающие модели и решения, которые были апробированы на нашем рынке? Эксперименты в трендах, которые приходят с западных рынков?
3. Сообщества. К числу наиболее популярных и практико-ориентированных мы бы отнесли следующие:
За вдохновением и поиском чего-то альтернативного вам точно можно заглянуть сюда!
4. Брифинг с коллегам. Подготовка к брифингу ни в коем случае не должна быть коллективной! Готовимся отдельно друг от друга и ничего не согласовываем. Велик риск того, что мнение одного человека в команде может увести вектор развития мысли и идеи в одно и то же русло.
Во время брифинга каждый презентует собственные наработки и делится идеями, команда тут же обсуждает и составляет, пусть даже предварительный, но бриф, который можно назвать рабочим документом.

Сколько нужно времени на составление чек-листа
В среднем на анализ сайтов по первым трем пунктам (в экспресс-режиме, до брифинга) уходит 2−4 часа одного человека. Если взяться за составление чек-листа и развитие собственной идеи более основательно, желательно разбить работу на несколько итераций в течение пары дней, например 3−4 раза по те же 2−4 часа.
С учетом брифинга, абсолютно нормально, если команда потратит на предпроектную подготовку рабочую неделю, если суммировать трудозатраты всех ее участников.
Это гораздо более эффективно и рационально, чем в процессе реализации проекта на ходу менять концепцию по несколько раз.
Результатом такой подготовки должен явиться чек-лист удачных решений, которые стоит рассмотреть к внедрению на вашем новом проекте. Например, вот несколько интересных идей, на которые ориентировалась мы:
- Раздел «О компании» реализовать в формате презентации вместо размещения сухого и монотонного текста
- При рассказе истории компании использовать time-line («временная линия») с дополнительными эффектами при переключении
- На главной странице вместо стандартного слайдера задействовать рекламный промо-ролик
Удачи в постановке задач и разработке!