Полковник милиции рассказал о своей коллекции открыток с изображением Лиды
Эта вещь вошла в обиход не так давно — всего полтора века назад. Сначала не принимали, мол, как же можно свои мысли и чувства выставлять напоказ. А чуть позже полюбили — за красоту и невысокую стоимость. А вот у главного инспектора контрольно-инспекторского управления штаба МВД Виталия Быкова была другая причина увлечься коллекционированием этих предметов — сохранить и систематизировать исторические данные о своей малой Родине. Вы уже догадались о чем идет речь? Действительно, главная тема нашего материала — ее величество открытка!
Столетняя фотооткрытка с личной подписью автора
Коллекционированием Виталий Николаевич увлекается с детства, начиналось все с марок и моделей автомобилей. По мере взросления страсть к поиску новых экземпляра не ослабла, а только укрепилась: мужчина понял, что это хобби останется с ним на всю жизнь. Одно из направлений — открытки. Имея достаточно большой опыт в этом деле, Виталий Николаевич решил заниматься им не только ради удовольствия, но и ради глубокого изучения вопроса. Тематику выбрал по душе — открытки с изображением Лиды. Это город, где прошла его юность и где теперь его ждет гостеприимный родительский дом.
Рассказывать про открытки полковник милиции начинает с исторической справки. Первый в мире экземпляр был продан в Австрии в 1869 году. А вот в Российской империи, к которой тогда относилась территория Беларуси, их начали производить на несколько десятилетий позже — в 1894-м. Изображения различных городов были одним из самых распространенных сюжетов, которые печатали на открытках. В этом был определенный смысл: часто открытки использовали, чтобы передать привет с того или иного места. Правда, открытка с изображением Лиды еще не подтверждает тот факт, что человек побывал в самом городе. Карточку можно было купить на вокзале во время остановки поезда, а отправить уже совсем из другого населенного пункта.
Старейшая открытка с изображением родного города в коллекции Виталия Николаевича датируется самым началом ХХ века. Саму коллекцию можно разделить на три основных периода: годы Российской империи, германская оккупация в период Первой мировой и время, когда Лида входила в состав Польши — до 1939 года. Больше всего открыток приходится на период немецкой оккупации. Хотя он и длился всего несколько лет, с 1915-го по 1918-й, тогда был настоящий бум увлечения фотографией, поэтому открыток с различными снимками выпускали очень много.
Всего же, как рассказывает полковник милиции, ему известно около 500 открыток с изображением Лиды. Виталию Николаевичу уже удалось собрать более 300 из них. Рассматривая альбомы, обыватель может подумать, что открытки дублируются, потому что не то что снимки сделаны с одного ракурса, а даже изображения повторяются, и не раз. Но для настоящего коллекционера — это не показатель. Посмотрев на обратную сторону с виду одинаковых открыток, можно увидеть, что у них отличается издатель, а значит, могут быть разные качество бумаги, подписи и прочее.
Самые ценные экземпляры — фотооткрытки. По сути, это негатив, разлинеенный для отправки. Таких образцов у полковника милиции всего три. Один очень редкий, с подписью самого автора — известного в начале ХХ века в Лиде фотографа по фамилии Барон. К слову сказать, в то время в Лиде работали семь фотоателье и не менее трех частных производителей открыток.
А вот будет открытка чистой или исписанной убористым почерком, на ее ценность не влияет. Довольно много экземпляров на немецком языке, поэтому разобраться в сути послания не так просто. Но держание в руках вещи, которая имеет не только историческую, но и для кого-то личную значимость, вызывает особый трепет.
От замка до продавца веников
— Коллекционер отличается от собирателя тем, что он ищет экземпляры, чтобы узнать что-то новое, а не ради самого факта накопления. Так и мне многое удалось узнать про историю своего города. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны Лида была практически полностью разрушена, поэтому теперь в ней можно найти считанные здания с тех открыток, — рассказывает Виталий Николаевич.