"Это наше будущее". Обзор игры Detroit: Become Human
Действие Detroit: Become Human разворачивается в 2038 году. Игра начинается с фразы: «Это не просто история. Это наше будущее». На первый взгляд — довольно претенциозное заявление. Но стоит лишь провести немного времени в игре, как понимаешь: авторы ничего не придумали. Они просто сделали игру по мотивам заголовков TechCrunch и 42.TUT.BY.
Наша оценка: 8,5 из 10
В мире Detroit: Become Human произошла важная технологическая революция. Многие низкоквалифицированные работы начали выполнять андроиды — специальные роботы, как две капли воды похожие на людей. Самая дешевая модель стоит в несколько раз дороже айфона, но и умеет гораздо больше.
Всего за несколько лет андроиды стали популярны. Они подметают улицы, стоят за прилавком, смотрят за детьми, носят пакеты из магазина, убирают в доме, а Министерство обороны закупает партию специальных андроидов, готовых к боевым действиям.
Вроде бы все хорошо: люди могут заняться чем-то более интересным, чем работа в супермаркете, но не тут-то было. Использование андроидов только в одних США лишило треть населения занятости. Многие остались без средств к существованию и вынуждены жить на улице. Особо радикальные граждане устраивают митинги против человекоподобных роботов и особенно против компании «Киберлайф» — лидера на рынке.
Но у корпорации проблемы посерьезнее: кажется, некоторые их андроиды обрели самосознание и начали думать, что они живые. В этот момент начинается сюжет Detroit: Become Human.
Главных героев сразу три, и все они андроиды. Маркус помогает богатому художнику-инвалиду справляться с домашними делами. Старик относится к андроиду почти как к сыну и верит, что тот может рисовать не хуже великих мастеров.
Кара — домработница у мужчины, который после развода живет с дочкой. Атмосфера в доме напряженная: когда отец не пьет и не употребляет наркотики, то кричит на девочку и Кару. Первую обвиняет в нелюбви, вторую — в том, что из-за таких, как она, потерял работу.
Наконец, Коннор — экспериментальный андроид-полицеский, расследующий дела девиантов — роботов, которые не исполняют предписанные протоколы и часто совершают преступления, в том числе — убийства людей.
Изначально герои не знакомы друг с другом, они живут своей жизнью. Но все же настает момент, когда их привычный быт меняется, а линии их судеб сводятся в одну точку. Или не сводятся.
Detroit: Become Human — игра нелинейная. Это значит, что поступки игрока влияют на финал каждой сцены, а в перспективе — на концовку игры. Может так случиться, что кто-то из героев погибнет (это может произойти почти в самом начале). Сюжет на этом не остановится, он продолжится, просто с другим набором событий.
Последствия выбора бывают разные, и ты никогда не знаешь, как тот или иной поступок аукнется в будущем. Спасенный в первые часы персонаж может пожертвовать собой и спасти одного из главных героев в финале. А неаккуратно брошенное слово может навсегда испортить отношение с каким-нибудь из второстепенных персонажей. И в трудную минуту он откажется помогать. Иногда можно просто не успеть что-то сделать, опоздать на пару секунд — и все, сюжет пошел совершенно по другой колее.
В меню игры есть даже схема прохождения текущего уровня. Порой ей можно злоупотреблять (особенно при первом прохождении). На схеме отображаются все возможные ветки событий, которые потенциально могут произойти в данной сцене.
Ты смотришь, и такой: «Ага, здесь развилка, значит, можно поступить вот так, так или так. А еще здесь и здесь есть какие-то дополнительные ячейки. Значит, нужно что-то сделать на уровне, чтобы открыть строчку в одном из последующих диалогов или даже разблокировать сюжетный поворот».
В конце каждого уровня игра сама показывает эту схему, отмечая твой выбор. Тут же можно посмотреть, как проходили этот сегмент другие игроки и какие варианты событий они чаще всего выбирали.
Поглядывать на эту схему в момент прохождения нежелательно. Вы просто спойлерите себе сюжет. Почти каждый эпизод можно разыграть по-разному. Вариантов развития событий огромное количество. Почти всегда есть две, три, а то и пять концовок, которые могут принципиально отличаться друг от друга.
Играя так, как вам хочется, вы создаете свою историю. Не «правильную», а «свою». Да, где-то можно ошибиться и вовремя не нажать нужную кнопку на геймпаде (и тогда сюжет пойдет в другую сторону), но это будет ваша личная история.
Тем более, что сценарий местами написан неплохо. Иногда авторы прибегают чисто к киношным приемам. Бывают моменты, когда в одной сцене или эпизоде участвует сразу несколько главных героев. Действие переходит с одного на другого, напряжение нарастает, а в финале приходится делать моральный выбор с далеко идущими последствиями.
Помимо рассказывания истории про трех андроидов Detroit: Become Human пытается показать мир будущего. По улицам ездят самоуправляемые автомобили и автобусы (электрические, разумеется). В секс-клубах можно арендовать андроида для утех. На городской площади играет музыкант, у которого на картонке написано «Человеческая музыка с душой». А в СМИ можно прочитать, что на концерты уже никто не ходит — все привыкли к VR-шлемам.
И в этом смысле Detroit: Become Human невероятно правдоподобная. Особенно в контексте недавних анонсов Google с ее голосовым ассистентом, который может позвонить в парикмахерскую или ресторан и назначить время стрижки или забронировать столик.
Одна из первых сцен в игре — поход андроида в магазин, чтобы забрать и оплатить заказ. И там он встречает продавца-андроида, с которым происходят все манипуляции. То есть люди даже не участвуют в процессе — ни хозяин магазина, ни клиент. К такому будущему мы постепенно идем в 2018 году.
Авторы не придумывают ничего нового. Разработчики простым языком рассказывают об искусственном интеллекте и технологиях. Они основываются на неизбежных тенденциях и показывают, как технологии, которых сейчас пока нет, могут быть встроены в нашу жизнь.
Наблюдать за этим интересно: в мире Detroit: Become Human хочется жить. Он красивый, он технологичный, он классный. Но с другой стороны, ты понимаешь, что в этот мир попадут не все. Если ваш ребенок мечтает стать шофером, возможно, его стоит переубеждать уже сейчас.
Другое дело, что сюжет в целом имеет ряд критичных недостатков. Андроиды стали чувствовать эмоции и захотели самостоятельно управлять своей судьбой? Окей, но если не вписать это в код программы, то ничего подобного не случится. Как в игре объясняется, что роботы в случайном порядке начали убивать своих хозяев, переворачивать машины на улицах и требовать свободы? Никак. Они просто такие.
Игра вроде бы рассказывает интересную историю об угнетенных андроидах, которые хотят самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Проблема в том, что это роботы, которые ведут себя как люди. Они почему-то разговаривают между собой голосом, хотя могут общаться дистанционно. Они постоянно моргают, хотя это функция совершенно бесполезна и используется только в общении с людьми. Зачем они делают это в одиночестве — непонятно.
Кроме того, андроиды совершают ошибки, которые свойственны только людям. Они забывают или не замечают какие-то вещи, которые роботы не могут забыть или не заметить. Коннор не может пропустить улики на месте преступления, потому что он создан специально для того, чтобы быть идеальным полицейским. Он может визуализировать цепочку событий, используя дополненную реальность, но не в состоянии заметить кровь на стене? Абсурдно же.
Андроиды в Detroit: Become Human неправдоподобно человечны. И они хотят вполне человеческих вещей — любить, иметь семью, радоваться и грустить. Почему? Зачем? Как это произошло? Игра не объясняет. Ну и ладно, зато выглядит все красиво и в меру драматично. Вполне на уровне сериалов «Мир Дикого Запада» или «Черное зеркало». Хотя и то, и другое, и третье — сказка с примесью технологий.
Detroit: Become Human — это интерактивный фильм про технологии в общем и искусственный интеллект в частности. В меру умный, в меру предсказуемый. Это не гениальная игра, но вполне себе неплохая история про угнетение меньшинств, завуалированная под историю про угнетение роботов.