Проездной балл
|
Все эфирные видеоматериалы в любое время доступны |
Госавтоинспекция вынесла на общественное обсуждение изменения в проект закона «О дорожном движении». Любой желающий на правовом портале Беларуси может не только увидеть все предлагаемые новшества, но и оценить их. Самое революционное – балльная система для водителей, которую предлагает ГАИ. На год каждому владельцу удостоверения будет выдан кредит в 15 баллов, которые будут исчезать по мере нарушений. Система не новая. Ею пользуется большинство стран Европы. Андрей Александров попытался понять, как это работает и хватит ли 15 баллов в меру дисциплинированному водителю?
Красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – начинай движение. Это знают первоклашки. И даже домашние питомцы подают пример терпения, дожидаются разрешающего сигнала светофора. Но некоторые водители игнорируют строжайшее правило.
За проезд на красный дают ощутимый штраф – от 25 до 120 рублей. За повторное нарушение – от 75 до 240 рублей. Ощутимый, но не для всех. Подобные вольности на дороге, по словам инспекторов, чаще всего позволяют себе водители, которым они по карману. Дабы осадить таких личностей и улучшить ситуацию на дорогах, в МВД выдвинули инициативу – ввести балльную систему.
Балльная система впервые заработала в 1940-х. После сдачи экзамена выдавали талоны. С «№1» ездили водители без единого нарушения. Но при малейшем несоблюдении правил его забирали и выдавали «№2». Когда водители второго порядка вновь нарушали, талон прокалывали. С появлением третьей отметки права забирали на год – и водитель снова сдавал экзамены.
Предложенная система отличается. Но арифметика настолько же простая: за каждое нарушение будут идти штрафные баллы. Чем тяжелее нарушение, тем выше отметка. За не пройдённый техосмотр или стоянку в неположенном месте – один балл. Проехал на красный сигнал светофора – два балла. Превысил скорость на 30 километров в час – три балла. Четыре балла будут ставить за непропуск скорой и другие грубые нарушения.
Александр Занимон, начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МВД Беларуси: «Четыре балла – это самое большое количество баллов. Будет применяться только в тех случаях, где лишение права управления транспортным средством – в качестве санкции. Мы должны понимать, что не всегда это лишение применяется».
Лимит на год – 15 баллов. Если он исчерпан, то водитель лишается водительского удостоверения на полгода. Недобор – каждый год обнуляется. В Минске уже опробовали балльную систему в деле. Стоит признаться, за многочасовой рейд инспекторы ГАИ выявили всего несколько нарушений: небольшое превышение скорости и пара непройденных техосмотров.
Балльную систему уже обсуждают и на дорогах, и в Интернете. Большинство водителей поддерживают балльную систему.
В России тоже присматриваются к баллам. Лишать прав собираются за три и более грубых нарушения. И не на полгода, а на вдвое (а то и втрое) больший срок. В Грузии система работает уже около года. Лимит – сотня. Но уходят баллы примерно в таком же соотношении, как и «наши» 15 баллов. Разница в лишении на год и повторной сдаче экзамена. Самая жёсткая система, пожалуй, в Латвии. Работает она уже 15 лет. Всего баллов 16. Максимальная оценка – восемь. Баллы не сгорают два года. А те нарушения, что восемь баллов, остаются в базе на пять лет. На такой же срок забирают права, если за десятилетие водитель дважды исчерпал лимит.
Особенно бьют тревогу владельцы автомобилей, которые сдают их в аренду. Если автопарк большой, то одними только «письмами счастья» можно за день исчерпать лимит. Нарушают водители, а баллы приходят владельцу. В ГАИ спокойно отвечают: можно явиться с нарушителем и переоформить превышение скорости на него. Фотофиксация – не единственное, что беспокоит белорусских автомобилистов. Мол, за нарушения придётся отвечать дважды. С форумчанами согласны и некоторые правозащитники.
Александр Моисеенко, адвокат: «Прекращение права управления транспортным средством фактически представляет собой то же самое, что и лишение специального права, что предусмотрено как мера взыскания. К лицу применяется и мера административного взыскания, применяются и последствия набора 15 штрафных баллов. Таким образом, лицо дважды несёт меры административной ответственности».
В Госавтоинспекции успокаивают, проект закона пока лишь на общественном обсуждением. Разумеется, его будут дорабатывать, учитывая мнения граждан. Обещают и прозрачность. Набранные баллы можно будет отслеживать через специальное приложение. В одном уверены точно: добросовестные водители изменений не почувствуют.