"В зоопарке - 12 рублей в день". Чем занимаются и сколько зарабатывают минчане на общественных работах
В Минске больше 2,5 тысячи официально нетрудоустроенных людей получают пособие по безработице — в среднем чуть меньше 25 рублей. Пока безработный получает эти деньги, он обязан принимать участие в оплачиваемых общественных работах. Сколько дней в месяц человек должен отработать, решают местные власти. В Минске в этом году норма составила всего один день в месяц. Если безработный хочет поработать больше, то он может получить и два, и три направления. FINANCE.TUT.BY побывал в Минском зоопарке — одном из мест, куда людей отправляют на общественные работы, и посмотрел, чем они занимаются и сколько им за это платят.
«В основном отрабатывают по дню, некоторых оставляем на дольше»
Работники зоопарка охотно принимают помощников, ведь работы там много, не всегда получается справиться со всем собственными силами.
— Люди, которые приходят к нам на отработку, помогают убирать территорию, рыхлят клумбы, высаживают цветы, поливают деревья, могут что-то подкрасить если нужно, — перечисляют сотрудники зоопарка. — К животным мы их, конечно, не допускаем, для этого у нас есть специально обученные люди именно по уходу за животными.
На общественные работы безработные приходят не только в теплое время года, но и зимой. Им поручают почистить дорожки и бордюры от снега, другую мелкую работу.
Работники зоопарка говорят, что люди приходят разные, у некоторых есть проблемы со здоровьем. Поэтому работу здесь раздают с учетом этого.
— Работа у нас несложная, но если приходит человек с инвалидностью, ему даже несложную не любую дашь. А вот, допустим, легкими граблями сгребать траву ему можно, такое дело и поручаем, — рассказывают в зоопарке. — Мы всегда спрашиваем до начала работы, как и кто себя чувствует. Потому что в прошлом году несколько раз приходилось вызывать скорую. Если кому-то не очень хорошо, мы разрешаем прийти и отработать в другой день до конца месяца.
В основном безработные отрабатывают по одному дню в месяц. Некоторым в службе занятости дают по несколько направлений на общественные работы.
— Если человек усердно работает, а нам нужна помощь, к примеру, в посадке цветов, то мы можем и сами попросить его остаться еще на несколько дней, чтобы помочь. Естественно, все по согласию человека, принудительно работать никто не заставляет, — говорят работники зоопарка. — В этом году к нам на отработку приходит от 6 до 26 человек в день, раз на раз не приходится. В прошлом творилось что-то непонятное. На оплачиваемые общественные работы стояло по 300 человек в очереди. Тогда давали сразу по несколько направлений и не распределяли по районам, кто, куда и в какой день идет. В этом году распределили по районам. То есть один район сегодня приходит, другой завтра. Навели порядок.
«Зарплата меня бы устроила 1400−1500 рублей»
Некоторые в зоопарк на отработку приходят уже не в первый раз. Сергей за несколько лет поисков постоянной работы уже успел тут немало сделать.
— Я каждый раз делаю разную работу, но в основном она касается зеленых насаждений — посадка и подрезка деревьев, полив и обустройство клумб, — перечисляет мужчина. — Но служба занятости не всегда дает сюда направление. Кроме зоопарка, на общественные работы принимает Ботанический сад. Там похожая работа — подрезка сучьев, уборка, посадка и пересадка растений. За один отработанный день нам платят 12 рублей. Причем независимо от того, хорошо ты работал или нет.
Сергей говорит, что постоянную работу с достойной заработной платой сейчас найти сложно, а «служба занятости порой предлагает вакансии, на которые на самом деле уже нашли людей. Или они вовсе не требовались».
— Я не непрерывно стою на бирже. Какое-то время ищу, потом устраиваюсь по договору подряда. Когда он заканчивается, я снова становлюсь на биржу, — рассказывает безработный. — Постоянную работу на контрактной основе сейчас найти проблематично. По образованию я физик-ядерщик. Работал менеджером по продажам в фирме, которая поставляла мягкие игрушки в Россию. А когда в России начались финансовые проблемы, у нас сократили штат сотрудников. И мне не продлили контракт.
Мужчина сразу же стал на биржу труда.
— Куда меня только не отправляли устраиваться на работу. Дали направление в сеть заправок, они искали менеджера по продажам — торгуют нефтепродуктами. Когда пришел на собеседование, на меня там посмотрели, как на инопланетянина. Сказали, что у них уже есть человек на это место. Секретарь пошла к директору подписывать мне отказ, вышла с бледным лицом. Сказала, что директор хочет со мной пообщаться. Он спросил, откуда я взялся. Спросил, есть ли у меня шенгенская виза, владею ли я эстонским языком. Ему было непонятно, как меня к ним вообще направили, ведь я даже представления не имею о тех продуктах, которые они продают, — рассказывает Сергей. — Очень много вакансий предлагается, которые уже заняты. То есть организации обязывают давать объявления о том, что у них есть вакансии, но, поскольку имеется на них претендент, всем другим отказывают.
По словам мужчины, можно приехать даже в тот же день через пару часов после того, как служба занятости уточнила, свободно ли место, а там уже говорят, что взяли человека.
— Единственное вменяемое место, которое мне предложил центр занятости, — это в фирме, где подготавливают нетканые материалы для косметических салонов. Проще говоря, разрезать всевозможные простыни, салфетки, — констатирует Сергей.
Кроме того, что мужчине предлагает вакансии служба занятости, он еще и самостоятельно ищет работу через интернет, знакомых, обращает внимание на объявления на остановках и столбах.
— Нахожу подработки без оформления. По договору подряда устраивался на работу, связанную с озеленением, на дачах много работы. Есть заказы на ремонтные работы. Если есть руки и голова, без хлеба не останешься, — уверен Сергей. — Квалифицированной работы никакой толковой не могу найти. Все, что сейчас предлагается, — с зарплатой не больше 305 рублей.
Одна из причин, по которой Сергей не может устроиться на постоянную работу — возраст. Ему 43 года. Для одних он слишком молодой, а для других — слишком немолодой.
— На почте почтальоном работал месяц — закончился договор подряда. К слову, в интернете больше 50 объявлений, что требуются почтальоны. Но когда я пришел устраиваться на постоянно, сказали, что я им не подхожу. Потому что я слишком молодой, им нужны пенсионеры, которые будут топать с письмами. А я, мол, поработаю пару месяцев и уйду, — рассказывает мужчина. — В других организациях говорят, что не подхожу, потому что уже немолод.
Сергею нравится работать с землей. Он говорит, что хотел бы пойти на курсы по ландшафтному дизайну, но они дорого стоят. Службы занятости предлагают безработным курсы по зеленому строительству, но «это не совсем то, что нужно. Да и невыгодно идти учиться летом, потому что подработок много, а на учебе будешь занят весь день».
— Зарплата меня бы устроила 1400−1500 рублей. Но и работать от и до за эти деньги я готов, — подытожил мужчина.
«Если хоть полгода опыта было, тогда бы, вероятно, взяли»
Еще одна причина, по которой некоторые не могут устроиться на работу по желаемой специальности, — это нехватка опыта. Елена в 2016 году окончила минский филиал РЭУ имени Плеханова по специальности «прикладная математика и экономика», получила квалификацию «информатик-экономист». Однако у женщины нет опыта работы в этой сфере, поэтому найти работу пока не удается.
— В процессе учебы я себе ничего не подыскала, — рассказывает Елена. — Пришлось обратиться в центр занятости, чтобы они помогли трудоустроиться. Мне давали направления в разные организации и на предприятия. Работодатели предъявляют слишком очень высокие требования. Молодой специалист, в каком бы возрасте он ни был, не всегда может им соответствовать. Основное требование — это опыт работы. На вакансии, которые выставлены на сайте Мингорисполкома, по большей части нужны люди с опытом. Потому что государственные и полубюджетные предприятия хотят видеть специалиста с богатым опытом работы. А брать и обучать не хотят.
Елену направляли в Национальную библиотеку, но в отделе кадров ей сказали, что без опыта сотрудников не рассматривают. Если бы хоть полгода опыта было, тогда бы, вероятно, ее взяли.
Через полгода поиска Елену направили в Республиканский институт повышения квалификаций и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты, чтобы она там прошла курс обучения и получила хотя бы первую категорию.
— Я училась 11 месяцев на курсе «Программное обеспечение информационных систем» и получила квалификацию «инженер-программист». Но устроиться все равно пока не могу.
Первое образование у женщины — повар 4-го разряда.
— Я окончила профтехколледж № 221, проще говоря, поварское училище. Но у меня нет большого опыта в этой профессии. Я оканчивала в 1987 году. Тогда отработала по распределению. Когда-то открывалась гостиница «Виктория», меня пригласили на собеседование на вакансию повара, но не взяли, потому что опыта нет. Я не сделаю плов по-узбекски за 40 минут. А какая-нибудь пиццерия — это для молодежи. Да и вообще, я себя уже не вижу в общепите. Меня больше информационные технологии интересуют.
Сейчас Елена ищет уже работу не только в сфере информационных технологий. У нее есть опыт работы оператором колл-центра. Она работала в фирме, которая занималась телефонными опросами.
Руководство зоопарка говорит, что Елена у них хорошо работает, очень ответственная и старательная. Поэтому ее попросили поработать еще один день, помимо отработки, и помочь посадить цветы на клумбах.
Женщина хочет найти работу как можно быстрее, потому что сейчас ей приходится жить за счет мамы-пенсионерки.
— Я живу с мамой. Это так жутко, что взрослая женщина вынуждена зависеть от мамы-пенсионерки, — признается Елена. - Хочу уже побыстрее трудоустроиться.
Пришел на общественные работы — пригласили на работу в зоопарк
Валерий тоже на общественных работах в зоопарке уже не впервые. За полгода поисков работы его направляли уже и сюда, и в Ботанический сад.
— Весной листья убирали, траву прошлогоднюю, помогали цветы пересаживать, — перечисляет мужчина. — Здесь вот забор крашу. До того как попал на биржу труда, я работал на стройке подсобным рабочим. Объект построили, мои услуги больше не нужны. По образованию я машинист холодильных установок. Это считается вредной работой, так что на пенсию я пойду на пять лет раньше. Решил, что на пенсию уже наработал, больше не стоит подрывать здоровье, и ушел. Перебивался подработками на стройках, грузчиком.
Как рассказывает мужчина, он регулярно приходит в отдел по трудоустройству и просматривает свежие вакансии. Потом специалисты дают направление на трудоустройство.
— Я ездил в магазин «Байкальский», хотел грузчиком устроиться, — рассказывает Валерий. — Там посмотрели на меня и сказали, что по возрасту немножко не подхожу. На завод вычислительной техники упаковщиком укладчиком хотел пойти. Приехал, а мне говорят, что чертежи какие-то нужно знать. Я впервые слышу, чтобы к упаковщикам предъявлялись такие требования.
Валерий говорит, что грузчикам сейчас предлагают зарплату 500−550 рублей, сторожу 300. На данный момент мужчина согласен на такую зарплату. Где-то подрабатывать Валерий не пытался, говорит, что если в службе занятости узнают, то могут лишить пособия по безработице.
Владимир, который тоже сегодня красит забор в зоопарке, подтверждает — немолодым устроиться на работу тяжело. Мужчине 55. В последнее время он работал в банке руководителем одного из подразделений. Но потом его реорганизовали.
— Меня временно взяли на работу в профсоюз банковским специалистом. Потом самостоятельно занимался трудоустройством. Но, видимо, в силу возраста особо не хотят брать, — предполагает Владимир. — Вроде и трудовая биография хорошая. В прошлом году работал администратором в кафе. Но это была работа только на лето. Уже с полгода работу ищу. Обращался во многие места, обошел все банки — не берут. Анкеты заполняю, но никто не перезванивает.
Владимиру предлагали устроиться в гостиницу швейцаром, а чтобы зарплата была повыше, еще и носильщиком по совместительству.
— Начал проходить медкомиссию, в результате не разрешили мне работать в этом месте, — говорит мужчина.
Пока Владимир находится в поиске работы, приходится жить на проценты от открытого раньше депозита в банке.
— Дети у меня уже взрослые, они себя обеспечивают, жена работает. Дача есть. На покушать денег хватает. Одежда не нужна, сносить бы то, что есть.
Мужчина надеется, что в скором времени для него все-таки найдется подходящая работа.
Кстати, некоторым безработным повезло и их взяли на работу в организации, куда они приходили на общественные работы.
— У нас работает парень молодой, Игнат, на кормокухне. Когда-то он к нам приходил на общественные работы. Работал хорошо, мы ему предложили пойти работать к нам, — рассказали в администрации зоопарка.
— Я стоял на бирже труда. На отработке был всего один раз, занимался уборкой, — вспоминает Игнат. — Мне предложили место на кормокухне. Я несколько дней подумал и согласился. Работать мне здесь нравится, зарплата устраивает.