В Беларуси значительно усилят финансовую ответственность коррупционеров
В Беларуси подготовлен законопроект об изменениях в Уголовный кодекс, которые значительно усиливают финансовую ответственность коррупционеров. Впрочем, не только их, а всех преступников.
Предлагаемые в Уголовный кодекс Беларуси изменения, которые в ближайшее время рассмотрят депутаты, кардинально изменяют подходы к финансовой ответственности преступников и особенно коррупционеров. Хотя отдельные оппозиционные сайты, не понимая юридических нюансов изменений, уже поспешили сообщить, что изменения направлены на сохранение имущества коррупционеров, что в корне неверно.
Так из всего Уголовного кодекса Беларуси полностью убирается из соответствующих статей возможность назначения дополнительного наказания виде конфискации имущества. Слова "с конфискацией имущества либо без конфискации" заменяются словами "со штрафом либо без штрафа".
На первый взгляд кажется, что вместо конфискации имущества, объем которого у коррупционеров может составлять миллионы долларов, введен штраф максимальный размер которого ограничен 5 тыс. базовых величин (122,5 тыс. рублей). Однако это не совсем так.
Дело в том, что в Уголовный кодекс предлагается одновременно ввести новую ст.46/1 "Специальная конфискация", которая устанавливает обязательную конфискацию добытого преступным путем имущества, а также доходы, полученные от этого имущества. Иными словами, если раньше конфискация назначалась решением суда, который мог ее назначить, а мог и нет, то с принятием поправок конфискация наступает автоматически, в соответствии с новой статьей. Она так и гласит: "при совершении преступления подлежат конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства: имущество, добытое преступным путем; доходы, полученные от использования этого имущества, а также предметы преступления...". Как видно из текста, никаких вариаций, как было раньше, нет - конфискация и никаких гвоздей. Суд просто обязан будет ее применить при вынесении приговора. Мало того, что у коррупционера будут забирать добытое преступным путем имущество, суд еще получает возможность наказать его дополнительно и штрафом.
При этом законодатель предлагает исключить из Уголовного кодекса Беларуси ст.61, которая налагала определенные ограничения на конфискацию имущества.
Так, например, сегодня нельзя назначить конфискацию дополнительно к штрафу или исправительным работам. Нельзя конфисковать имущество, "жизненно необходимое для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении". С принятием поправок все это станет возможным. Сегодня, если коррупционер за взятки построил для себя и семьи квартиру, ее нельзя отнять, так как она жизненно необходима для коррупционера и его семьи. Если поправки будут приняты, всех выселят на улицу, а квартиру отберут. Никаких поблажек. Это будет серьезным сдерживающим фактором для коррупционеров. Не каждый отважится так подставлять семью.
Важно также отметить, что ст.46/1 устанавливает, что если конфискация имущества невозможна "вследствие утраты, израсходования, уничтожения, реализации либо по иным причинам, с осужденного в доход государства взыскивается денежная сумма, соответствующая стоимости имущества, приобретенного преступным путем, и (или) размеру дохода, полученного от использования этого имущества". Это тоже сильный удар по коррупционерам, так как у них часто невозможно что-то конфисковать, поскольку имущество записано на совершенно сторонних лиц.
Раньше было так: набрал чиновник взяток, его разоблачили, установили, что он положил в карман миллион, осудили и назначили не только срок заключения, но и конфискацию имущества. Но по итогу оказывается, что конфисковать нечего, кроме 10 тыс. долларов, которые нашли при обыске, и автомобиля, стоимостью 20 тыс. долларов. Потому что чиновник на полученный миллион купил и подарил сыну квартиру на свадьбу, которую нельзя конфисковать, а остальное спрятал где-нибудь за границей. По приговору суда чиновник отсиживает года три-четыре, потом выходит на свободу по УДО, и спокойно живет себе дальше. Может затем уехать жить за границу - денег ему хватит.
С принятием новых поправок по приговору суда на осужденном чиновнике уже в любом случае будет висеть миллион по уголовному делу. Это значит, что пока этот миллион не поступит в бюджет государства УДО ему не видать - будет сидеть от звонка до звонка. И даже после освобождения на нем будет висеть этот долг - даже машину не сможет купить, не говоря уже о том, чтобы выехать за границу.
Сейчас, как ни крути, эффективная борьба против коррупционеров ведется лишь на низшем и среднем уровнях. На высшем уровне быть коррупционером до сих пор реально выгодно, так как риск слишком мал в сравнении с приобретаемой выгодой. Но ситуация очень скоро может измениться.