Особенности белорусских стартапов: 85% из них привлекали инвестиции до $100 тысяч
По оценкам исследователей, в Беларуси около 1000 стартапов. Из них около 87% проектов находятся на ранней стадии развития.
По сферам деятельности стартапы делятся на:
- 34,9% — ПО для бизнеса;
- 20,1% — AI (искусственный интеллект);
- 13,6% — финтех;
- 13,6% — игры, индустрия развлечений;
- 12,4% — мобильные приложения и софт;
- 10,7% — блокчейн;
- 9,5% — образование.
— Для относительно молодой блокчейн-технологии показатель в почти 11% — достаточно высокий, — констатирует спикер.
Большая доля проектов относятся к сфере b2b, их 72,4%, среди них больше всего проектов модели SAAS.
Что касается денег, то ежемесячный доход уже получают 23,1% компаний. Около 60% от всех стартапов зарегистрировали юридическое лицо в Беларуси.
Около 57% белорусских стартапов создают продукт для внутреннего рынка. 37% создают проекты для работы на глобальном рынке, 33% — на российском, 31% нацелен на рынок Европы, 26% нацелены на рынки США и Канады.
Финансирование
На данный момент большинство белорусских стартапов — 83,4% — финансируются за счет собственных средств. За все время существования проекта 85% привлекали инвестиции объемом до 100 тысяч долл. Около 20% проектов привлекали финансирование от зарубежных инвесторов.
24,1% белорусских проектов получили финансирование от бизнес-ангелов, это самый распространенный источник финансирования. В ближайшие три года 84,7% стартапов планируют привлекать инвестиции, из них 32,1% рассчитывают получить более 1 млн долл.
53,8% проектов находятся в активном поиске финансирования, 52,1% нацелены на рост продаж.
Портрет основателя стартапа
Большинство фаундеров белорусских стартапов – мужчины (83,2%). Типичному стартаперу 30 лет — 69,6%. В Минске проживают 67,3% основателей стартап-проектов. 87,9% основателей имеют высшее образование, 61,7% говорят на английском языке. 59,3% стартаперов совмещают проект с работой.
У 43,2% стартапов — два основателя, у большинства проектов — 58,6% — команда состоит из 2-6 человек. Из них 18,8% — это международные команды, остальные состоят из беларусов.
48,1% стартапов считают, что в Беларуси созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, но есть и трудности. Основные проблемы, по мнению респондентов: малое количество активных инвесторов, отсутствие доверия к судебной системе и слабая защита прав собственности.
Положительную оценку последним изменениям в законодательстве, ставят 42,3% стартапов. 48,8% стартаперов ничего не знают о законодательстве в сфере венчурного финансирования.
Чем белорусские стартаперы отличаются от стартаперов других стран?
Самое яркое отличие – возраст. Среднестатистическому белорусскому фаундеру 30 лет. Европейские и американские стартаперы предпочитают набраться опыта, работая в найме, и уходят развивать собственное дело в достаточно зрелом возрасте. Например, средний возраст основателя стартапа в США — 41,9 лет.
В нашей стране наиболее ярко выражен гендерный дисбаланс:
— Только 16,8% женщин в числе основателей белорусских стартапов, тогда как в руководстве 54% американских стартапов есть женщины. А в Китае этот показатель равен 79%, в африканских странах около 60% от всех основателей стартапов — женщины, — отметила Татьяна Маринич.
В Беларуси реализуется ряд программ, нацеленных на развитие женского предпринимательства. Одним из них является Women IT Week в бизнес-клубе Imaguru.