Районное объединение профсоюзов на страже экономических интересов тружеников района
Беларусь – социальное государство. Принцип социальной справедливости, равенства заложен в Конституции нашей страны. Он гарантирует, что политика государства направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
В нашей республике социальные проблемы входят в состав приоритетных для государства. Социальная политика, проводимая в Беларуси на современном этапе, многопланова. К ее основным направлениям относятся: повышение качества и уровня жизни населения; совершенствование трудовых отношений и занятости населения; социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; пенсионное обеспечение; демографическая политика и миграция населения; развитие социально-культурных отраслей.
Одним из гарантов приверженности принципов социального государства являются профсоюзы. В частности, между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016-2018 годы заключено Генеральное соглашение. Каково конкретное участие профсоюзов в части материального стимулирования, защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников? Рассказывает Валентина Войтенко, председатель Хотимского районного объединения профсоюзов.
— Валентина Викторовна, что включается в понятие социальное партнерство?
— Это целый спектр направлений: от контроля за соблюдением социальных гарантий до мониторинга цен на социально значимые товары и услуги. Профсоюзы берут на себя обязательство и выполняют его в части контроля за обеспечением достойного показателя уровня жизни населения. А это не только заработная плата, но и другие, дополнительные способы материального стимулирования работающих: премии и надбавки. Также профсоюзы мониторят цены и услуги в Беларуси, чтобы избежать их бесконтрольного роста. Например, в первом квартале текущего годы зафиксирован рост цен на продукты питания менее 2%, вместе с тем, рост цен на жилищно-коммунальные услуги составляет более 10%, увеличилась и стоимость транспортных услуг.
Позиция профсоюзов, в частности федерации, однозначная: нет роста доходов населения – нет роста цен. На данный момент мы ставим этот вопрос перед нашими социальными партнерами, и хотим добиться того, чтобы баланс цен и заработной платы выдерживался на постоянной основе.
— Но ведь профсоюз не в силах увеличить зарплату. Если, к примеру, нет роста производительности, откуда возьмутся дополнительные средства для увеличения заработной платы?
— Это правильно. И задача профсоюзных лидеров на местах не только отстаивать интересы работающих, но и проводить работу по заинтересованности тружеников в увеличении производительности. Кроме того, профсоюзы обязаны следить за справедливым начислением зарплаты, чтобы не было необоснованных лишений премий, чтобы та же премия распределялась справедливо. Искать возможность для увеличения зарплаты за счет увеличения надбавок и т.д.
Но любой рост заработной платы должен быть экономически обоснован. При этом надо понимать, что в данном вопросе очень важна взаимная заинтересованность нанимателя и работника в конечном результате. И наниматель, и труженик должны понимать, что, например, если в сельскохозяйственном предприятии будет увеличено производство молока, то это выгодно обеим сторонам, ведь увеличивается прибыль предприятия, а, значит, появляется возможность для увеличения зарплаты.
— Валентина Викторовна, с производителями все понятно: есть производство – есть и результат, а какая ведется работа в плане совершенствования порядка расчета заработной платы в бюджетных организациях?
— В Генеральном соглашении заложена норма, согласно которой уровень зарплаты работников бюджетных организаций должен быть не ниже 80% заработной платы в целом по республике. Сегодня эта норма, к сожалению, не выполняется. Соотношение порядка 76%.
На наш взгляд, сегодня только оптимизацией функций и численности занятых в бюджетной сфере проблему заработной платы не решить. Надо в корне менять систему оплаты труда в этой сфере.
На данный момент Министерством труда уже подготовлены нормативные правовые акты по изменению условий труда работников бюджетных организаций, которые предусматривают ряд изменений: от установления базовой ставки до перехода от централизованного к смешанному регулированию оплаты труда. Позиция Федерации профсоюзов четкая: при введении предложенной системы необходимо предусмотреть дополнительное финансирование, чтобы сохранить возможность стимулирования труда работников.
— Слышала, что внесены предложения и по изменению статей Трудового кодекса?
— Да. Это так. Их порядка 40. В первую очередь, они направлены на дополнительную защиту работников. В частности, мы сегодня говорим о том, что есть необходимость законодательно закрепить норму о продлении или перезаключении контрактов с добросовестными работниками. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне.
В целом, пока рано говорить о конкретных изменениях. Пока идут переговоры с разработчиками, которым профсоюзы внесли свои замечания.
— Валентина Викторовна, не могу не спросить о том, какие проекты реализует Федерация профсоюзов в Год малой родины?
— Запланирован ряд акций и проектов, в целом, по республике. Пройдут они и в Хотимском районе. В частности, планируется мероприятие по чествованию тех людей, которые внесли значительный вклад в развитие Хотимщины. Большую работу планируем проводить также с молодыми специалистами, которые по окончании учебы в августе вернутся на свое первое рабочее место на свою малую родину.
А ко Дню города проведем народно-патриотическую акцию «Мы – вместе!», в рамках которой мы хотим показать уникальность белорусского народа, его трудолюбие.
— Спасибо за интересную беседу.
Интервью Янины МАВИЧ