Каждое пятое ДТП, совершаемое по вине водителей, связано с употреблением ими алкоголя
Проблема пьянства за рулем в государстве решается разными способами. Усиливается контроль на дорогах, ужесточается законодательство, в том числе увеличиваются штрафы. Госавтоинспекция постоянно проводит разъяснительную работу. Но проблема по-прежнему есть. Сегодняшний разговор с начальником ОГАИ Пинкого РОВД Вячеславом Голяковичем разъяснит в большей степени воздействие алкоголя на психологическое и физическое состояние человека.
– Так ли уж серьезна проблема пьяных водителей?
– Очень серьезна. Приведу впечатляющую статистику: каждое пятое ДТП, совершаемое по вине водителей, связано с употреблением ими алкоголя; 40 процентов водителей, погибших в результате ДТП, находились в нетрезвом состоянии. Также у нетрезвых водителей в случае дорожно-транспортного происшествия тяжелее последствия. Шофер, выпивший 150 граммов водки, что приблизительно соответствует 0,5 процента содержания алкоголя в крови, увеличивает вероятность погибнуть более чем в 2,5 раза, а получить травму – более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5 процента, вероятность погибнуть увеличивается в 16 (!) раз.
– Конечно, пьяному не место за рулем. Но если человек выпил совсем чуть-чуть? В некоторых странах это не запрещено.
– В том-то и дело, что алкоголь – один из самых коварных врагов водителя. И коварство заключается в том, что нетрезвый человек считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. Таким, как говорят, море по колено.
Даже в начальной стадии алкогольного опьянения вероятность ошибки водителя возрастает именно за счет склонности к переоценке им своих возможностей и возможностей своего автомобиля.
Действительно, находясь в таком состоянии, человек часто делает то, о чем трезвым и не помышлял бы.
– На чем основано это утверждение? Проводились какие-то исследования?
– Конечно. В качестве примера расскажу об одном эксперименте. Группе водителей с большим стажем управления автобусом предложили проехать между двумя деревянными брусками, не задев их. Водители сами на глаз устанавливали такую минимальную ширину ворот, при которой, как они считали, можно успешно выполнить задание. Ширина автобуса была 2,4 метра. Трезвые участники устанавливали ширину ворот 2,6–2,7 метра. В этом случае задание чаще всего выполнялось успешно. Однако в легкой степени опьянения те же водители устанавливали ворота шириной от 1,5 до 2,3 метра.
Причина ошибки была связана, во-первых, с появлением сильного желания рискнуть и, во-вторых, с ухудшением глазомерных оценок.
В данном случае последствия ошибок не угрожали жизни людей. Но это в эксперименте. А в жизни? Известны случаи, когда нетрезвые водители пытались вклиниться между автомобилями, движущимися на дистанции не более 2 метров, или проехать между автомобилями, движущимися во встречных направлениях по двухполосной дороге. Ясно, что такие водители не могли реально оценить обстановку на дороге.
– Так что же конкретно мешало им это сделать? Что происходит в организме, в который попадает алкоголь?
– В начальной стадии опьянения человек обычно чувствует прилив сил, который, как правило, быстро проходит, и наступает упадок. Жертвой алкоголя сначала становится не двигательная активность человека, а его способность к оценке и принятию решения. Эти, очень важные для водителя функции, поражаются первыми. На второй стадии опьянения значительно увеличивается процент ошибок, связанных с недооценкой опасности ситуации. Объясняется это тем, что из-за алкоголя резко ухудшаются острота зрения, способность видеть в темноте, объем внимания… Время, необходимое водителю для восстановления зрения после его ослепления светом фар встречного автомобиля, увеличивается в 2–4 раза и становится равным 14–30 секундам. Представление водителя о скорости движения, чувство времени и понимание того, что происходит вокруг него, во многом определяются скоростью, с которой он воспринимает и перерабатывает информацию. Увеличить ее практически невозможно, а ухудшить с помощью алкоголя можно очень сильно. Даже незначительная доза вызывает ее снижение почти в 2 раза.
– Можно ли по внешним прзнакам вождения определить, что водитель нетрезв?
– Есть такие признаки. Например, под воздействием спиртного водитель совершает такие наиболее распространенные ошибки: резкий поворот рулевого колеса, грубое переключение скоростей, частые и неожиданные изменения скорости движения, неравномерная работа педалью газа, нарушения синхронности работы педалями и другие. Нужно помнить, что если в одном случае это и не привело к несчастью, то в другом может случиться непоправимое.
– С тем, что алкоголь бодрит совсем недолго, мы уже определились. А как быть с водителями, которые работают в условиях сильного холода и просто согреваются им?
– Ну, это откровенная глупость. Такие водители либо не знают о многочисленных случаях, когда шофера замерзали именно из-за алкоголя, либо забыли о них. Ведь в таком состоянии кожа человека отдает значительно больше тепла, и ее охлаждение происходит быстрее. Есть и такие заблуждения, что спиртное улучшает пищеварение, что спиртное необходимо употреблять тем, кто физически тяжело работает, и прочие. Повторюсь, все это именно заблуждения. Факты говорят о совсем другом.
– Думаю, направление нашей беседы выбрано очень правильно. Как по мне, то понимать, что проиходит в твоем организме после употребления спиртного, более убедительный аргумент в пользу отказа от алкоголя за рулем, чем возможные санкции ГАИ.
– Надеюсь, что и читатели придут к такому выводу.
Беседовала Людмила Ребковец.