О войне рассказывают Зинаида и Петр Лебедкины [- Немец кричит: «Киндер, ком!» Побежишь — расстреляют…]

Источник материала:  
08.05.2018 — Разное

Нашему поколению повезло: жить в спокойное время под мирным небом, чего не скажешь о предках, переживших одну из самых страшных войн на Земле – Великую Отечественную… Сегодня живы ветераны и очевидцы войны – дети войны, которые своими глазами видели события того страшного времени. Они многое постарались забыть, потому что так проще жить. Многие из них вообще не хотят говорить об этом. Но говорить о войне нужно, для того чтобы наши дети помнили и никогда не забывали о ее последствиях. Ведь уже прошло 73 года, а боль в сердцах очевидцев не утихла до сих пор…

О войне рассказывают Зинаида и Петр Лебедкины [- Немец кричит: «Киндер, ком!» Побежишь — расстреляют…]

В деревню Прилеповка, которую мы навестили накануне Дня Победы, ехать было одно удовольствие. Редакционная машина колесила по просторам малой родины, проезжая одну деревню за другой, а за окном прокручивались весенние пейзажи. Вот и коровки вышли пастись на пастбища. Вмиг раскрылись листочки на деревьях, расцвели сады. А в воздухе слышен запах черемухи. И вот на горизонте показалась надпись на указателе Прилеповка.

В этот день на селе все занимались приведением в порядок своих приусадебных участков, посадкой картофеля и грядок. А что же привело редакционных работников в Прилеповку? В этой деревне проживает семья Зинаиды и Петра Лебедкиных, которые оба встретили войну, будучи детьми.

Из окна аккуратного, уютного домика на нас смотрела хозяйка Зинаида Даниловна. А вот и хозяин показался у двери. Петр Филиппович шел, торопясь, насколько возраст позволял, открыть гостям калитку.
С тех самых пор как поженились, семья Лебедкиных живет вместе уже 59 лет.

«На носу» бриллиантовая свадьба, – говорит Зинаида Даниловна, – главное, чтобы здоровье не подводило, ведь мне уже 79 лет, а хозяину – 84 года.


О войне рассказывают Зинаида и Петр Лебедкины [- Немец кричит: «Киндер, ком!» Побежишь — расстреляют…]

Когда началась война, Петру Филипповичу шел 10-й год, а Зинаиде Даниловне – и того меньше было. В большей степени хозяйка многое помнит по рассказам родителей.Однажды семья пустила пожить родственника из Бординич, который раздел немца, отобрал у него сапоги и одежду. Так немцы нашли сапоги, разобрав печь, и избили его до смерти.

Вспоминает она историю об отце, которого немцы сильно высекли плетьми за то, что он не рассказал, когда партизаны приходили. В то время их определили на постой к хозяйке в деревне Доманы Дрибинского района. Там же немцами была сформирована трудовая колонна. В один из дней хозяйка пекла хлеб, а ее родственники собрали свежеиспеченный хлеб и отнесли в заросли. Недобрые люди заметили и рассказали все немцам. Налетел их конный отряд и сильно плетьми избил отца Зинаиды. Натерпелись страха, хоть и маленькими были. Помнит хозяйка, как один погребок в Прилеповке остался, все дома были сожжены. А кому некуда было идти, жили во рвах и оврагах. Половина населения Прилеповки были беженцами, а семья Зинаиды Даниловны попала в колонну, которую с конвоем сначала направили в Павловку, потом вернули обратно, чуть пже отправили в Дрибинский район. В конце 1944 – начале 1945 года семья смогла вернуться в родную деревню. В это же время сильно занедужила мама. А в деревне не было ни одного двора. Жили в будках, в бункерах.

– Сейчас бани больше, чем наше послевоенное жилье, – говорит хозяйка.

День Победы Зинаида Даниловна помнит, как во сне. Давно это было… В памяти больше остались, как картинки и воспоминания, как отец прижимает к себе деток, стараясь укутать в тряпки, чтобы их согреть.

Хозяин внимательно выслушал рассказы жены и продолжил с нами беседу. Родом Петр Филиппович из деревни Путьки. Когда началась война, немцы пришли и прогнали односельчан (и его семью в том числе) в Дубасникский ров, где они находились некоторое время, в 1943 году их погнали старой дорогой в сторону Могилева. В одной из деревень Могилевщины их закрыли в гумне, где хранилось раньше зерно. Немцы их заперли и ушли. Люди поняли, что, скорее всего, их заживо сожгут. В гумне была «ёвня» (сушилка для зерна). В этой «ёвне» было вырезано окно. Об этом немцы не знали. Мама маленького Петра сказала ему и еще трем мальчишкам попробовать пролезть наружу. У детей все получилось. Но с той стороны было болото, по которому дети аккуратно проползли. Они открыли двери односельчанам. Таким образом удалось остаться в живых не только самому Петру, но и помочь спастись другим людям. Через некоторое время пришли два немца и четыре полицая, собрали людей и погнали в деревню Городня. Их семья поселилась у мужчины по прозвищу Свистун (Петр Филиппович предполагает, что его фамилия была Свистунов). Взрослых мужчин и женщин немцы гоняли копать канавы. Где-то там был расположен небольшой полустанок. Немцы охраняли железнодорожную линию. Однажды Петр пробегал мимо. Немец стоял и курил, а заметив мальчишку, крикнул, чтобы тот остановился: «Киндер, ком!» Петр про себя подумал: если побежит, его немец расстреляет, а если подойдет – неизвестно, как себя фашист поведет. Набрался храбрости и подошел. А тот отрезал кусок хлеба, намазал маслом, налил кофе и подал еду мальчонке. Петр все съел. Немец отрезал еще хлеба и сказал: «Уходи, а то будет «капут». Петр все собрал и понес семье. Разные люди были и среди немцев. Самые лютые кровопийцы были в отряде «СС». Их все боялись. Если попадешься им на глаза – быть беде.

…Закончилась война. Люди стали строить новую жизнь. Вот уже 73 года прошло… Теперь печали можно оставить в стороне и думать о том, что вырастили сына и дочь, что есть внуки и правнуки. Семья всю жизнь добросовестно трудилась, не боясь тяжелой работы. Хотелось все успеть: и в колхозе, и дома. Мы вы-шли во двор, а у хозяев — везде порядок, чистота, все вещи на своих полочках лежит.

– Все с дедом на пару делаем, – говорит хозяйка, – он же у меня токарем был, как что сломается в колхозной технике, бегут у Петра помощи просить. А он никогда никому не отказал. Про себя забудет, а людям поможет.
Вокруг дома красота неземная: со стороны огорода березовая роща, а со стороны дороги – речка. Показали хозяева две березки, которые дороги им, потому что когда-то их сынок посадил.

Тихо и мирно теперь в деревне, как будто проклятой войны никогда и не было. Расставаться с добрыми, хорошими людьми совсем не хотелось. Обнявшись с хозяйкой, и попрощавшись с Петром Филипповичем редакционный автомобиль направился в Чаусы, но, не успев отъехать от деревни, мы уже скучали по доброжелательным и гостеприимным хозяевам.
Людмила САВЧЕНКО

←После экскурсии по стеклозаводу «Неман» 5-класникам подарили «стопарики»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика