Даже мухи тонут в экзистенциальном вакууме. Снова о белорусском ИТ-образовании
Казалось бы, всё, что так или иначе связано со сферой ИT, меняется стремительно и необратимо. Иногда это даже расстраивает: не успеваешь как следует поностальгировать. Но константа в этом непостоянном мире всё же есть — система образования в белорусских вузах. О наболевших проблемах рассуждает Алексей Кульбицкий, арт-директор компании PRAS, который преподаёт уже седьмой год.
Система образования в белорусских вузах не гнётся, не тает, на критику не реагирует. Упёрлась лбом в стенку и молчит. И не знает пытливый студент, с какой стороны к ней подступиться, чтобы что-то полезное рассказала и чему-то нужному научила. Походит вокруг да около пару-тройку лет, пройдёт через отрицание, гнев и торг, повисит в депрессии, а на стадии принятия заберёт документы и отправится на курсы при какой-нибудь компании, отзывчивой и открытой к диалогу. А если, поддерживая себя мантрой «вначале получу корочку», всё же дотянет до пятого курса, то, выпустившись, почти наверняка запишется на такие же курсы. Только с ощущением потерянного времени и отпечатком ладони на подбородке.
Что не так
1. Поцелуй Брежнева
Эта грустная история начинается с убитых тоской компьютеров, меланхоличного интернета и пронизывающих душу сквозняков. Именно так организовано внутривузовское пространство. Как сюда зайти живой идее и, главное, как с живой идеей отсюда выйти — непонятно. А рассказывать о виртуальной реальности и big data в таких декорациях по меньшей мере неловко.
2. Шоссе в никуда
Про информационные технологии в университетах рассказывают скучно и скудно. Базу знаний формируют из устаревших разрозненных фрагментов. Урезают донельзя циклы гуманитарных дисциплин с целью «убрать избыточное» (получается почти колледж). А то якобы «нужное», что остаётся, — позавчерашний день (вот даже, и колледжа не получается). Результат: во время пар спят даже герани на подоконниках, а залетающие в аудиторию мухи тонут в экзистенциальном вакууме.
3. Теоретическая теория
Большинство преподавателей никогда не работали в IT-сфере или работали давно, что в постоянно меняющейся среде суть одно и то же. Поэтому поделиться прожитой болью и опытом работы над реальным проектом не могут. А если какой-нибудь талантливый практик со вдетым в петлицу единорогом отваживается преподавать, его хватает на пару выстраданных лет максимум: времени и сил нужно вложить ну очень много, а отдачи можно не дождаться. Учить потенциальных конкурентов — идея высоко парящая, но как-то приятнее и надёжнее организовать курсы при своей компании.
4. Кирпичные программы
И вот приходит в университет энергичный препод, полный идей и витальной энергии. Чтобы преподавать, он должен выстроить и утвердить программу для своего курса, а затем этой программе следовать. Пишет несколько месяцев — утверждает год. За это время многое, если не всё, из того, о чём он собрался рассказывать, устарело. Приходится или забивать на программу и каждую пару строить на свежем актуальном материале, устраивая против системы маленький гордый бунт (рискуя при этом получить по шапке с помпоном и недополучить кусок премиального пирога), или смириться. В конце концов, программа, основанная на данных даже пятилетней давности, лучше методичек, напечатанных десять с хвостиком лет назад. А ведь учат будущих айтишников в наших вузах и по таким.
5. Остановка по требованию
И вот не всё же плохо. Нет-нет — да и промелькнёт у доски лучик энтузиазма, выпорхнет живая мысль, появится цикл применимых в жизни или просто интересных и развивающих лекций. Но в поле внимания студента это попадёт с очень малой долей вероятности: он уже поднял руку, взялся за поручень и утром едет на работу, вечером бежит на курсы, по пути с курсов домой читает изданную в прошлом месяце книгу. Наушники новые купил. Завтра пойдёт писать заявление «прошу прекратить со мной образовательные отношения».
Что делать
Чтобы вернуть высшему ИT-образованию смысл и разбудить герань, можно попробовать:
— не бояться широкого охвата знаний из разных сфер;
— не вжимать учебные циклы в программные рамки;
— СТРОИТЬ ОБУЧЕНИЕ ИT НА ПРАКТИКЕ
За примером давайте сходим, скажем, в Финляндию. В основе образования этой страны — междисциплинарный синтез, тематичность, синергетика. Уже в школах историю, литературу и математику не учат отдельно, а преподают комплексно, в рамках одного цикла. Берут какое-то явление — человека, Евросоюз, энергию — и изучают всё, что с этим явлением связано. Учитель не ментор, а советчик: подскажет, где найти хорошие тексты и мультимедиа, поможет сформулировать цель, а когда придёт время — оценить уровень усвоения материала. Похожая схема работает и в скандинавских (и даже некоторых американских) университетах.
Что делать
Вот что мы предлагаем, ориентируясь на вышеописанную модель, организовать в наших вузах:
1. Включать студентов в работу над реальным проектом, трудиться над которым они могли бы с первого по четвертый курс.
2. Регулярно приглашать для консультаций специалистов-практиков, в том числе из иностранных образовательных институтов. У студентов в процессе обучения возникают вопросы — профессионалы на эти конкретные вопросы помогают найти ответы. Бизнес-аналитик рассказывает о том, какого рода продуктов сейчас не хватает на рынке. UX-специалист — об аудитории и её ожиданиях. Дизайнер — об устройстве дизайна интерфейсов. Программист — об актуальных языках программирования. И так далее. Проект будет последовательно складываться наподобие паззла.
3. По возможности вести работу на английском. Как минимум — преподавать иностранный на протяжении всех четырех лет обучения.
4. Организовать защиту, проходящую так, будто проект сдаётся реальному заказчику.
То есть речь идёт, как вы уже скорее всего поняли, о следующем: классно было бы превратить высшее образование в ИT-сфере в четырёх- или пятилетнюю работу над стартапом. При этом классический набор дисциплин — высшая математика, история искусств, история дизайна, философия и так далее — обязательно должен остаться. Расширяющие кругозор предметы должны «навешиваться» на работу по нашему условному стартапу, подключаясь тогда, когда это необходимо для дальнейшей работы. Программиста, который кое-что мыслит в пользовательском поведении, и дизайнера, который понимает, как там оно будет программироваться, любят все.
Оговоримся, что уже существующие курсы ПВТ — это не качественное глубокое образование, а подготовка узких специалистов под конкретные цели, помощь в краткосрочной смене квалификации. Уже потом, став частью коллектива, они будут тянуться, развиваться и становиться такими сотрудниками, которых могли бы выпускать университеты с соответствующими факультетами. А может, по убитым не плачут и нужно создать новый университет под боком у ПВТ. Пока без международных рейтингов и профессоров в дорогих пиджаках, но с корпящими над работой день и ночь студентами.
Только представьте, сколько интересных продуктов могло бы появиться в рамках реализации предложенной нами модели. Многие стартапы обычно разваливаются, так как у создателей идеи не хватает времени и мотивации на её реализацию. Университет всё это даёт: от четырёх до пяти лет, свободных от острой необходимости зарабатывать на хлеб с маслом, и цель — выучиться в крутого специалиста, чтобы затем претендовать на хорошую вакансию или создавать что-то своё.
А пока что, преподавая седьмой год, я с удручающей периодичностью наблюдаю, как дотерпевшие до последнего курса студенты становятся подчиненными тех своих одногруппников, которые отчислились несколькими годами раньше. В то время как, исходя из самой сути высшего образования, должно быть наоборот.