"Пока цемент продается, зарплаты нормальные". Как живет город, где многие работают на одном заводе
«Отец был начальником цеха, мама трудилась в лаборатории. После на завод устроились брат, сестра и жена», — рассказывает Александр, один из работников Белорусского цементного завода в Костюковичах. Это градообразующее предприятие, на котором занята большая часть работающих жителей. Все они могут остаться без работы, если на главном «кормильце» райцентра дела пойдут не очень хорошо. FINANCE.TUT.BY съездил в «цементный» город и узнал, что заводчане думают о своем уязвимом положении.
Монопрофильными поселениями называют населенные пункты, экономика которых полностью зависит от одного или двух предприятий, являющихся градообразующими.
К моногородам в Беларуси можно отнести 43% городов, в них проживает 19% населения страны, говорится в исследовании «Моногорода Беларуси: подходы к дефиниции и тренды развития», которое провела профессор БГУ Екатерина Антипова.
В Костюковичском районе проживает 22 840 человек, из них занято в экономике 9287 человек. На Белорусском цементном заводе вместе с филиалами занято около 3,5 тысячи человек (часть из них — в филиалах, которые не на территории района).
«То, что завод будет жить, мы не сомневаемся»
Строительство цементного завода в Костюковичах начали в 1987 году, первую линию ввели в эксплуатацию в 1996 году. При запуске завода из-за нехватки отечественных кадров в город пригласили специалистов-цементников из Казахстана — некоторые из них до сих пор трудятся семьями.
— Родители были строителями и по приглашению приехали сюда. Отец работал начальником цеха, мама трудилась в лаборатории. После на завод устроились брат, сестра и жена, — рассказывает Александр, один из работников. Он на заводе с 1996 года.
Сегодня на нем трудятся 3,5 тысячи человек, если считать вместе с тремя филиалами. «Основная часть работников — это мужчины. Конечно, больше рабочих, потому что количество инженерно-технических работников не должно превышать 15 процентов от общей численности, — рассказывает Татьяна Колосова, заместитель гендиректора по корпоративным вопросам цементного завода.
— Уже двенадцатый год работаю. Для современных специалистов это, наверное, много. А вообще раньше было принято, когда провожали на пенсию, слышать про стаж в двадцать-тридцать лет. То есть нам еще работать и работать, — рассказывает Елена. Женщина вспоминает, что после учебы в Минске работала в Брестской области, а затем вернулась на родину по «жизненным обстоятельствам».
«Я тут с 1997 года, начинал мастером. Родители приехали в 1996-м», — вспоминает Игорь, заместитель главного механика. Мужчина более двадцати лет работает на заводе вместе с женой.
— Дочь теперь в Минске, зовет к себе. Работу вроде как можно найти, но вопрос в жилье. Да и у нас уже не тот возраст, чтобы менять уклад жизни, быт и работу. Или в 30 лет уехал, когда тебя ничто не обременяет, либо на шестом десятке куда-то сорвался.
На вопрос, много ли работников покидает завод, мужчина отвечает полушутливо: «Как уходят, так и возвращаются». По его словам, были даже случаи, когда коллега уезжал на заработки в Россию, но через пару сезонов приезжал обратно и устраивался на предыдущую должность. Одновременно Игорь признается: если представить, что завтра завод перестанет функционировать, найти новую работу в городе будет проблематично: «Тогда рассмотрим вопрос с Минском».
— Но мы о таком не думаем, спрос на цемент всегда есть. То, что завод будет жить, мы не сомневаемся, — рассуждает Светлана Старовойтова, начальник отдела идеологической работы райисполкома. — Сейчас есть два белорусских предприятия, реализующих цемент. И то уже стоит вопрос, что вся цементная отрасль будет скоординирована в одной нашей компании.
Белорусский цементный завод и «Кричевцементношифер» с филиалами входят в состав холдинга «Белорусская цементная компания». Всего в структуре 18 предприятий.
По состоянию на 31 декабря 2017 года общий объем долгосрочных обязательств Белорусского цементного завода достиг 413,15 млн рублей. Краткосрочная кредиторская задолженность снизилась со 190 млн до 111,5 млн рублей.
Выручка Белорусского цементного завода за 2017 год выросла на 26%, до 232,1 млн рублей. При этом чистый убыток увеличился в 2 раза, до 39,2 млн рублей.
«Молодые специалисты надолго не задерживаются — хлоп, и куда-то уехали»
Из крупных промышленных производств в Костюковичах еще работает жилкоммунхоз, «Костюковичский водоканал» и филиал булочно-кондитерской компании «Домочай». Но рабочих мест там значительно меньше — на первом предприятии в октябре 2017 года числились 419 человек. «Мы прорабатываем вопрос создания новых предприятий, но пока он на начальном уровне. Есть отдельный проект, который связан с переработкой отходов спиртовой промышленности», — рассказывают в отделе экономики.
По словам местных, трудоустроиться на завод не очень сложно. «Нам сейчас требуются три электрогазосварщика и два слесаря-ремонтника, но работать почему-то никто не идет, хотя зарплата от семисот до тысячи рублей. Все потому, что работать нужно, а не груши околачивать», — рассказывает Сергей, сварщик в «Цемстройремонте», одном из филиалов БЦК. Мужчина говорит, что «на безработицу в городе жалуются многие, но на самом деле ситуация не такая плохая».
— Лично мое мнение: в Костюковичах только ныть привыкли. Хотят такую работу, чтобы платили много, а делать ничего не нужно было.
То, что работники не идут в их организацию, Сергей объясняет недостатком опыта и образования у многих безработных. Люди, которые подходят по требованиям и остаются, зарабатывают примерно 700−850 рублей. «Все зависит от премии. Если мы выполняем план, то зарплата выше», — объясняет мужчина. Однако на самом цементном заводе зарплата отличается от той, что предлагают в «Цемстройремонте».
— Пока цемент продается, зарплаты нормальные. Зимой заводы на ремонте стоят, поэтому премию снимают. Отдельные специалисты, у которых выслуга по 20 лет, получают тысячу рублей. А если человек работает электриком обычным и три года стажа у него, то и зарплата у него соответствующая.
Текучка кадров, по словам сварщика, небольшая, но «молодые специалисты надолго не задерживаются — хлоп, и куда-то уехали». Есть люди, которые хотели бы поменять должность, но «идти некуда». «У меня друг работает на цементном заводе. Все собирается уйти, только куда, непонятно», — объясняет Сергей.
«Возможность уйти в другую сферу есть всегда, главное — пробовать», — рассуждает местный предприниматель Рустам. По словам мужчины, за последние пять лет большинство его знакомых занялись бизнесом.
— Вы не должны ни от кого зависеть. Люди на заводе получают хорошую зарплату, но если у завода появляются проблемы, они сразу же начинают получать меньше. А бухгалтерия цементного завода давно показывает убытки.
Часть населения ездит на заработки в Россию. «Так выхода нет, жить-то надо. В основном это Москва. В среднем тысячу долларов привозишь, но это за готовый проект. Можно за месяц справиться, можно за два», — рассказывает Юрий. Мужчина работает сезонным работником на цементном заводе, примерно с марта по ноябрь упаковывает и отгружает цемент.
— За эти деньги весь оставшийся год не проживешь. Зимой либо уезжаю, либо тут что-то ищу. Конечно, в Костюковичах подработки есть, но обычно в это время никуда не берут.
Получить постоянную работу на цементном заводе у мужчины пока не получается. «Нужны связи, с улицы не возьмут», — считает Юрий. Открытые вакансии в других компаниях ему не подходят из-за высоких требований. «Например, в строительную организацию требуется каменщик пятого разряда, ниже не берут», — объясняет мужчина. Места, где сотрудника не только трудоустраивают, но и обучают, ему не попадались. С центром занятости тоже не сложилось — подходящие вакансии быстро занимали другие жители.
— Мы предлагаем людям пройти переобучение по специальностям, востребованным на рынке труда. Если анализировать два-три последних года, чаще всего это были такие специальности, как электромонтер, оператор котельной, продавец, парикмахер. Сроки обучения разные, например, для электромонтера нужно чуть больше года, для оператора котельной — четыре с половиной месяца, — рассказывает Оксана Сидоренко, начальник управления по труду, занятости и соцзащите.
Также безработным в Костюковичах выделяют субсидии для собственного бизнеса — ежегодно примерно шесть человек получают финансовую помощь.
— Конечно, в основном это розничная торговля. На ремонт бытовой техники и компьютеров брали субсидию, на столярные и плотнические работы. Один парень решил заниматься рекламой, — говорит Оксана Сидоренко.
Тем, кто не желает становиться предпринимателем, предлагают оплачиваемые общественные работы. Деньги выделяются из областного бюджета, после их распределяют с учетом заявок от организаций.
— Уже второй год работаем с жилкоммунхозом, отправляем на благоустройство и уборку территорий. Организуем работы на базе нашего лесхоза, отправляем людей на посадку елочек.
Сейчас в общереспубликанском банке вакансий размещено чуть больше 160 предложений от нанимателей для жителей Костюковичского раойна. Это больше, чем количество безработных, — на 1 апреля в районе было 46 официальных безработных, из них большинство — женщины. «Зарплата на высококвалифицированные должности от 500 рублей и выше. В бюджетной сфере меньше, от минималки», — рассказывает специалист.
К примеру, в банке вакансий есть объявление о поиске 50 лесоводов в Костюковичский лесхоз. Оплата там сдельная — две копейки за елку. Зарплату в заветную тысячу предлагают на цементном заводе — начальнику отдела материально-технического снабжения, заместителю начальника производства по механическому оборудованию. Но большинство предложений — свыше 100 — с зарплатой до 400 рублей.
В марте средня зарплата в Костюковичском районе составила 711,5 рубля. Это на 10,4% меньше, чем в декабре прошлого года.
Жители района, согласно программе социально-экономического развития, в 2020 году должны увидеть средние зарплаты от 914,1 до 939,8 рубля. К примеру, в 2017 году в Костюковичском районе планировали выйти на среднюю зарплату в 725 рублей, а по факту в январе-декабре прошлого года получилось 679,9 рубля.
При этом реальная зарплата должна увеличиться на 6,6−8% по отношению к 2015 году. В районе намерены «поэтапно сближать уровень зарплаты работников бюджетных организаций с уровнем средней зарплаты в экономике», а также продолжить применять гибкую систему оплаты труда, которая учитывает «результативность вклада каждого работника в финансово-экономическую деятельность организаций».