Добровольно ушла с денежной работы в айти? Девушка? В 22 года? В свой бизнес? Да ладно!
Проработав 3 года в сфере ИТ, Анна Прончакова решила сменить гарантированно высокий заработок на то, что приносит ей истинное удовольствие, — обучение английскому языку. Как решиться на такие перемены и что нужно для того, чтобы открыть свою школу — свою историю Анна, основатель English Club, рассказала «Про бизнес».
Хорошая работа в ИТ vs преподавание английского
— Любовь к языкам была у меня с детства. Во время учебы в «инязе» языки давались мне с легкостью, я любила играть с грамматическими формами, миксовать вокабуляр и читать литературу с новыми лексическими единицами. Вдохновляло то, что могу без проблем заговорить с иностранцами и свободно общаться на различные темы. Хоть по диплому я и преподаватель, но «обучать — это не для меня!» — думала я тогда.
Хорошие навыки английского и желание «учиться, учиться и еще раз учиться» привели меня в ИТ, где я проработала 3 года, совмещая работу в офисе и учебу. Компания была небольшой, занималась разработкой софта. Я была там и аккаунт-менеджером, и проектным менеджером, и бизнес-аналитиком.
Вуз я окончила с хорошим средним баллом — и мне предложили проходить практику в университете. Она заключалась в преподавании языка взрослым на вечерних курсах. И это была самая настоящая школа жизни: разница в возрасте между преподавателем и слушателями — нужно было суметь показать, чего ты стоишь. Так я параллельно стала работать в ИТ (это была основная работа) и в МГЛУ.
Перед первым занятием я думала, что преподавать будет довольно нудно и скучно: объяснять Present Simple, следить за произношением и т.д. Но неожиданно стала получать кайф от своих слушателей, от подготовки к занятиям, от общения с людьми и от преподавания!
И хоть на вечерние курсы приходилось идти после полноценного рабочего дня в офисе, я по-настоящему горела желанием приходить на занятия, чтобы помочь людям с английским. Настроение после 3-х часовых занятий было просто вау! Я хотела еще и еще.
И самое главное, люди по-настоящему были благодарны за знания, старания и атмосферу на занятиях. Их горящие глаза от правильных ответов и хорошо сделанных тестов — это непередаваемое чувство.
Когда не хочешь работать «на конвейере»
В какой-то момент я поняла, что выгораю на основной работе, а количество слушателей, желающих попасть ко мне на занятия, стало таким, что я чисто физически не могла им всем помочь. Так пришла мысль об открытии своего клуба.
Было, конечно, много опасений: как это, уйти с работы в ИТ-компании, которая приносит много денег, и открыть свое дело? В 22 года? Девушке?
Я очень долго думала. Принять решение помогла поддержка моего молодого человека и осознание того, что моя текущая работа, хоть и денежная, забирает всю мою энергию и не вызывает энтузиазма.
Перед запуском наша команда проанализировала рынок: кто на нем есть, что предлагают, за какую стоимость? От большинства сложилось впечатление, что они набирают и обучают людей как «на конвейере». Я решила, что у меня все будет по-другому. Свою школу назвала English Club.
Совместив опыт, знания и отзывы слушателей, я определила моменты, которые будут отличать его от других курсов/школ:
1. Это не очередные курсы, а настоящий клуб, который отличается своим подходом к делу и слушателям.
2. Слушатели — только взрослые. Те люди, которые сами захотели улучшить свои знания английского.
3. Кол-во человек в группе не более 6, можно меньше: если наберется трое, мы все равно начнем группу.
4. Будем фокусироваться на результате, на получении знаний. Поэтому растянутые на 6 месяцев программы отмели сразу же. Обучение на стандартной программе 1-го уровня занимает у нас три месяца. А если кто-то из слушателей не успел, пропустил или не усвоил материал, то мы предоставляем 2 недели изучения дополнительно бесплатно.
5. Мы показываем, что английский — это круто и интересно. Еженедельно проводим Movie Day, когда целый день смотрим фильмы на английском, пьем чай и обсуждаем их.
6. Проводим встречи с носителями английского языка, приглашаем не только наших студентов, но и всех желающих.
7. На наших занятиях основное правило — не стесняться! Неправильно произнесенных слов, странных физиономий, когда тренируемся с произношением трифтонгов, петь на английском. Для новых слушателей это всегда странно и необычно — возможно, такой у нас менталитет. Но многие вливаются в атмосферу моментально.
8. Будем организовывать что-то типа Prom Night: вечеринки в честь завершения курса, чтобы ребята могли отпраздновать свои успехи. Так называют выпускные в Штатах.
Я сняла помещение и запустила клуб. Правда, на начальном этапе не обошлось без накладок. Мы договорились с арендодателем, все было отлично. Но в день открытия, за пару часов до мероприятия, мы узнаем, что свет в офисе отключили за неуплату: предыдущий арендатор не погасил задолженность. В итоге все прошло хорошо, так как наши большие окна в пол пропускали много света. На следующий день дозвонились до арендодателя и решили проблему.
Вместо рекламы — проактивность
Основной портрет моего клиента — люди от 25 лет, которые заинтересованы в своем профессиональном росте. Так сложилось, что в основном это предприниматели. Находят они меня благодаря сарафанному радио и Инстаграму.
Сейчас в English Club есть несколько направлений: общий курс, индивидуальное обучение, корпоративные курсы, бизнес-английский, английский в IT, несколько ускоренных курсов.
Сразу после открытия нам удалось без рекламы собрать 4 группы слушателей (по 6 человек).
Основой продвижения стала наша проактивность. Я сама написала нескольким лидерам мнений и руководителям компаний, честно рассказала свою историю и предложила свои услуги. И это сработало.
Естественно, я выбирала, кому писать — важно, чтобы человек нравился своим отношением к работе и к людям.
Первым корпоративным клиентом стала достаточно известная в Минске французская пекарня, мы с ними готовим индивидуальную корпоративную программу обучения. Проводим занятия с ребятами, чтобы они могли без проблем помочь англоговорящим клиентам. Сейчас обсуждаем кооперацию с фитнес-центром. А самое популярное направление — индивидуальное обучение.
Всего у нас сейчас обучается более 30 человек.
Чаще всего приходят по сарафанному радио. Еще привлекает Инстаграм, хотя ему чуть больше месяца. Веду его сама (иногда помогают друзья) — сейчас у нас около 1000 подписчиков. Планируем вскоре попробовать и контекстную рекламу.
И конечно, я за партнерство. У меня есть список людей, с кем хотелось бы посотрудничать и действительно быть полезной — начиная от цифровых СМИ и заканчивая лидерами мнений Минска. А еще к нам часто приходят из соседних офисов за помощью — просят перевести что-то на английский. Особенно это актуально для флористики: когда заказывают цветы, часто просят вставить карточку с пожеланием, посланием или признанием. А английский сейчас в моде.
Команда — я и друзья
Хотя формально я работаю сейчас одна, я люблю говорить, что English Club мы построили всем миром. Очень помогли друзья и родные: где-то советом, где-то с печатью материалов, а где-то с перетаскиванием мебели. Это и есть моя команда.
Во всех группах пока преподаю я одна, т.к. люди, которые приходят сейчас благодаря сарафанному радио, хотят попасть именно ко мне. Это очень приятно, но желающих становится все больше, и я уже вижу необходимость в наборе грамотных и позитивных преподавателей.
Что касается другой работы (бухгалтерия, ведение соцсетей, реклама) — этим занимаются либо фрилансеры, либо помогают друзья.
Финансы, конкуренция и планы
В начале я думала вложиться в $ 1000 Но появились непредвиденные расходы и сумму пришлось увеличили вдвое. Деньги ушли на аренду помещения, мебель на заказ, печатные материалы (рабочие тетради, листовки, баннеры, растяжки), на организацию открытия, оплату услуг фрилансеров и прочее.
Думаю, эти инвестиции не предел — так как идей много, а их реализация стоит денег. Все средства личные, оставшиеся от хорошей зарплаты в ИТ.
Серьезной неприятностью стала аренда: вроде и выбор есть, но чаще всего цены неоправданно высоки. Эта задачу решали около 4 месяцев. В итоге нам удалось договориться с арендодателем на адекватную стоимость, с локацией тоже повезло. Расположились мы сразу за крупным торговым центром — рядом метро, большая парковка.
О рентабельности говорить пока рано, посмотрим через месяц, когда пройдет половина срока обучения первой группы. По предварительным расчетам, окупаемость получается от двух групп в месяц. Пока мы отлично вписываемся в наш финансовый план, но постоянно отслеживаем изменения.
Обучение в клубе стоит в среднем 180 рублей в месяц (сюда входят занятия два раза в неделю, Movie days, вечеринки, митапы с native speakers).
Конкуренция у нас, конечно, огромная: в Минске большое количество языковых школ и курсов. Но, как говорится — важно не что ты делаешь, а как.
Вот именно на «КАК» я и фокусируюсь. А в этом сегменте хороших мест становится меньше в разы.
Конечно, я думаю про развитие проекта — «плох тот солдат, что не желает стать генералом». Однако всему свое время. Хотелось бы достигнуть поставленных целей на данной точке, затем проанализировать ситуацию и решить, стоит ли расширяться и пробовать что-то в других городах нашей страны.