В Минске запрещают концерты популярных рэперов. Почему это плохо? Объясняет музыкальный критик

Источник материала:  
27.04.2018 15:07 — Разное

Леша Горбаш, музыкальный журналист, редактор The-Flow.ru

4 мая в столичном Re:Public выступит российский рэпер Pharaoh. За две недели до концерта организаторы объявили о том, что вынуждены ввести возрастное ограничение 18+. На фоне запретов выступлений в Минске Фейса и Элджея AFISHA.TUT.BY попросила музыкального журналиста и редактора популярного сайта о хип-хопе The-Flow.ru Лешу Горбаша рассказать, что не так в этой ситуации и почему не страшно, если ваш ребенок слушает Фейса.

Что случилось?

За последние полгода в Минске запретили выступления целого ряда актуальных среди молодежи артистов. Все началось с отмены концерта российского рэпера Фейса осенью-2017, в начале апреля было отменено выступление еще одного популярного исполнителя — Элджея. Он должен был выступить в клубе Prime Hall 17 апреля.

Кроме того, в Минске не сможет выступить южноафриканская группа Die Antwoord, а также русскоязычные рэперы Schokk, Jubilee и поп-группа из Санкт-Петербурга RSAC.


Рэпер Фейс. Фото с сайта Mkset.ru

В каком смысле — запретили?

В случае Фейса и Элджея проверку готовящихся концертов проводила Генпрокуратура, которая в итоге отправляла организаторам предупреждение о «недопустимости нарушения закона». Проверку в обоих случаях провоцировали письма возмущенных родителей потенциальных зрителей. Прокуратура, в свою очередь, имеет право вынести организаторам предупреждение и рекомендацию не проводить мероприятие. На деле после такого предупреждения в обоих случаях организаторы решали отменять выступление и не идти на открытый конфликт с прокуратурой.

В случае Die Antwoord все закончилось на уровне главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома. Именно его работники выдают так называемые гастрольные удостоверения, на основании которых музыкантам разрешают или нет выступать в Минске. Для принятия решения работник отдела запрашивает тексты песен, которые будут исполняться на концерте, и изучает их. В случае, если они кажутся неприемлемыми, работник может отказать в выдаче удостоверения и таким образом отменить концерт. Группе Die Antwoord это удостоверение снова не дали.


Группа Die Antwoord, фото с сайта billboard.com

Причиной в обоих случаях называется «низкий художественный уровень» артистов. Еще одна формулировка: «Творчество не отвечает признакам культурной ценности, принятым в нашем в государстве». А в случае рэпера Фейса «носит деструктивный характер».

Что означает «низкий художественный уровень»?

Это достаточно абстрактное понятие. В случае перечисленных артистов упор в решении делается на использование ими нецензурной лексики и упоминание в тексте алкогольных напитков и наркотических веществ, а также на «пренебрежение моральными и культурными ценностями, принятыми в современном цивилизованном обществе».

Вместе с тем, четкое определение «художественного уровня» и «культурной ценности» — это скорее вопрос восприятия каждого отдельного человека, а не выполнимый или не выполнимый норматив.

Хорошо, а разве Фейс и Элджей — это в самом деле «высокий художественный уровень»?

Фейс — один из самых провокационных артистов последнего времени. Для его музыки действительно характерны обилие нецензурной лексики и резких высказываний. Но если изначально на музыку артиста из Уфы обратили внимание в первую очередь молодые слушатели, к концу 2017 года он стал одним из самых обсуждаемых артистов России. Его феномен стали замечать не только во «ВКонтакте», но и во вполне «взрослых» медиа вроде «Медузы»: «С точки зрения музыки и общего подхода к искусству Фейс на лету словил и перевел на русский новое поколение молодого американского рэпа, о котором уже пишут обстоятельные статьи, например в The New York Times».

Риторика буквально за пару месяцев сменилась с вопросов «Что это такое?» на попытки объяснить, почему это интересно и необычно.

Одна из его главных песен называется Baby — и это классическая поп-баллада, которая уместно выглядела бы в плейлисте любой минской радиостанции. На своих концертах он активно призывает зрителей вести здоровый образ жизни, в социальных сетях высказывается на острые политические и социальные темы. А нигилизм, который звучит в другой, самой провокационной части сет-листа, — вышел прямиком из времен подросткового протеста (просто попробуйте вспомнить себя в 13−15 лет).

Музыка Элджея — простая и понятная для широких масс. «Розовое вино» — его сингл, записанный совместно с еще одним героем молодежи, Федуком (кстати, без проблем выступившим в Минске в феврале) — звучит в том числе и на нашем радио. Песни Элджея про влюбленность, вечеринки и хорошее по своей сути мало отличаются от главных хитов поп-музыки что девяностых, что нулевых. Тогда — «Руки Вверх», сейчас — Элджей, уловите это.


Фото с сайта vk.com/sayonaraboy

Но они же ругаются матом. Зачем моему ребенку это слышать?

В некоторых городах Фейс дает «чистые» концерты, не прибегая к нецензурной лексике. На эти уступки артист был готов пойти и в Минске — но концертная площадка отказалась идти на риск.

Один поход на концерт Фейса (или любого другого артиста) не означает, что язык вашего ребенка резко превратится в краткий (или не очень) словарь русского мата. Нецензурную лексику в своем творчестве использовали и Пушкин, и Маяковский, и, на раннем этапе, Владимир Высоцкий.

Возможно, выражение про мат как «жемчужину великого русского языка» в наши дни стало как никогда актуальным, если одно его наличие сводит на нет все прочие пресловутые художественные ценности.

Как такое вообще может нравиться?

Это скорее вопрос о разнице поколений. Ваши родители, вероятно, могли не одобрять любовь к группе «Сектор Газа» или тому же Высоцкому. Так и у сегодняшнего поколения свои герои. Элджей делает, вероятно, самую доступную поп-музыку прямо сейчас, смешивая поп-рэп с хаусом.

Фейса любят не столько за обилие похабщины, сколько за чувство вседозволенности, так близкое юношескому максимализму.

Зачем запрещать, если можно ввести возрастное ограничение?

Справедливый вопрос. На западе концерты многих артистов сопровождаются ярлыками «16+», которые снимают все вопросы перед организаторами и самими артистами. Так поступили и организаторы минского концерта рэпера Pharaoh, поднявшие возрастной ценз, но сразу до «18+».

А разве за границей музыкантов не запрещают?

В цивилизованных странах — практически нет. Минск — едва ли не единственный город, где концерты отменяются из-за соображений цензуры. Можно вспомнить того же Фейса и его сорванное по тем же причинам выступление в Белгороде — но этот случай исключения из правил, остальные концерты российского тура Фейса прошли без происшествий.

Да что говорить, вспомните, как с 1968-го по 2016 год даже легендарные Rolling Stones были под запретом на Кубе. Сейчас это звучит дико, правда?

И как с этим быть?

Сейчас создается впечатление, что главная мотивация для того, чтобы не дать тому или иному артисту гастрольное удостоверение — желание работников в кабинетах перестраховаться и не повторить сценарий того самого концерта Фейса: когда изначально разрешение было получено.

Запрет, основанный на личном непонимании и неприятии, никого и ничему не научит. Ни один человек не будет развиваться, когда решения принимаются за него. Бэкграунд и культура каждого из нас — результат собственного опыта, выбора и вкуса. Поверьте: если в этой музыке в самом деле нет ничего хорошего — она долго не проживет. Но этот процесс должен быть естественным, а не искусственным. А само искусство — даже если оно может быть вам неприятно — точно имеет право на жизнь.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции 

 

←Валентин Елизарьев снова возвращается в Большой театр

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика